Clan Phoenix

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Clan Phoenix » Творчество » МК1 Философия


МК1 Философия

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

8. Предмет, функции и социальная роль философии
Фил. - это такая область дух. деятельности, кот. основывается на особом фил. типе мышления, лежащем в основе ф. познания, и на самостоятельности предмета ф. Предмет у ф. есть, и принципиальная невозможность указанной его локализации составл. его специф. особенность.
Это та область дух. деятельности чел., в основании кот. лежит рефлексия над самой деятельностью и, следовательно, над ее смыслом, целью и формами и в конечном счете над выяснением сущности самого чел. как субъекта культуры, то есть сущностных отношений чел. к миру.
Ф. возникла с перенесением основного внимания на человека в его отношении к миру, т.е. на чел., познающего, преобраз. и творящего мир. С течением истории конкретное наполнение этой общей специфики ф. предмета неоднократно обновлялось, наполнялось новыми смысловыми нюансами, но всегда в основе ф. знания лежала установка на выяснение связи между чел. и миром, т.е. на выяснение внутренних целей, причин и способов познания и преобразования мира человеком.
Ф. - это т.о. не просто н. дисциплина, а еще и специф. тип мышления и даже своего рода ф. эмоциональный настрой, система мировоззр. чувств.
Философия — форма духовной деятельности, направленная на по¬становку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на место чело¬века в нем. В настоящее время философия представляет собой и науку о все¬общих законах развития природы, общества, мышления, познания и особую форму общественного сознания, теоретическую основу ми¬ровоззрения, систему философских дисциплин, способствующих фор¬мированию духовного мира человека. Предметом философии называется круг вопросов, которые изуча¬ет философия. Общую структуру предмета философии, философско¬го знания составляют четыре основных раздела: онтология (учение о бытии); гносеология (учение о познании); человек; общество

13. Философия Средневековья
Средневековая европейская христианская философия - занимает большой период времени - с 1 до 15 в. Главная особенность этого этапа развития философии - ее сопряженность с верованиями христианства. Философия развивается с учетом основных религиозных догм. Церковь являлась в те времена средоточием и центром духовной культуры и образования. Естественно, философия выступала как "служанка богословия", т.е. как дисциплина, отрасль знания, подводящая к более высокому и важному знанию - теологическому (богословскому). Подавляющее большинство философов того времени были представителями духовенства. Основные проблемы философии также смыкались с богословскими, как, например, "сотворен мир Богом или существует сам по себе?", "как сочетаются свобода воли человека и Божественное предопределение?" и т.д. Такое сближение философии с религией называют сакрализацией философии.Основные этапы средневековой философии - патристика и схоластика.Обычно этап патристики (от слова "патер" - "отец", имеются в виду "отцы Церкви") в истории философии определяется с 1 по 6 в. Василий Великий, Августин Блаженный, Григорий Нисский, Тертуллиан, Ориген и другие разработчики основных догматов христианской религии были одновременно и крупнейшими философами своего времени. Главные проблемы патристики: 1) проблема сущности Бога и его тройственности (тринитарная проблема); 2) отношение веры и разума, откровения христиан и мудрости язычников (греков и римлян); 3) понимание истории как движения к определенной конечной цели и определение этой цели - "Град Божий"; 4) свобода воли человека и возможность спасения его души; 5) проблема происхождения зла в мире, причины, по которым его терпит Бог, и другие проблемы.На построение основных концепций и категориального аппарата философии "отцов Церкви" определенное влияние оказало учение Платона. С 5 по 8 в. - этап так называемой поздней патристики (Иоанн Дамаскин, Максим Исповедник, Петр Ивер и другие). Этот период не принес в философию значительных новаций. Этап схоластики (9-15 вв.) продолжает проблематику патристики, являясь ее развитием. Основные догмы и положения уже разработаны, они шлифуются, уточняются, систематизируются. Сам термин "схоластика" обозначает "школьную, учебную" философию, преподававшуюся в университетах и школах. Все, кто занимался в то время науками, и особенно философией, были "схоластами", это звание было почетным, по смыслу близким понятию "ученый теоретик". Схоластическая философия в лице ее представителей (Эриугены, Бонавентуры, Альберта Великого, Фомы Аквинского, Росцеллина, Абеляра, Ансельма Кентерберийского и многих других) сохраняла интерес к поднятым патристикой философским проблемам.  Отношение к понятиям, их определениям, классификациям и схемам становилось иногда чрезмерным, заслоняя суть проблемы. Тогда занятия философией сводились к выработке сети понятий, становились пустой игрой понятий - той самой "схоластикой", которую отождествляют и доныне с бессодержательностью, нежизненностью, надуманностью проблем, скрывающейся за многозначительностью и научностью терминов. Что касается христианского учения, то схоластика больше анализирует учения "отцов Церкви", чем Священное Писание. В это время влияние философии Платона падает и усиливается влияние Аристотеля с его четко выраженной философской позицией "реализма" и развитым логическим мышлением. Таким образом, средневековая философия противоречива – стремление к духовному миру человека, зовёт его к высокому. Здесь создаётся логика как наука о формах мышления. Не смотря на свою однобокость, она есть ещё одна ступенька восходящего развития общественной мысли.

11. Древнеиндийская философия
Инд. Ф-я мысль –древнейшая в мире.Осн.школы: джайнизм, буддизм, адживика. ЕЕ история начинается с Вед(“ведение,знание”), возникших, по видимому, между 1-2 тысячилетиями до н.э. .Веды состоят из 4 сборников гимнов, песнопений, магич.заклинаний, молитв и т. п(санхиты, брахманы, араняки и упанишады).Собственно полное воззрение Др.Индии наиболее полное отражение получили в Упанишадах, но первые проблески фил.подхода прослеживаются уже в сборниках ведических гимнов. По форме Упанишады обычно представляют диалог  мудреца-учителя с учеником, либо с человеком ищущим истину. Среди многих вопросов о природе, человеке и познании в Упанишадах доминирует проблема первопричины, первоначала бытия, с помощью которого объясняется происхождение всех явлений природы и человека. Центральный вопрос в теории познания Упанишад-разделение знания нана 2 вида: низшее и высшее. Низшее зн-е- это зн-е эмпирической действительности, которое считается з-ем отрывочным, фрагментарным=> неистинным. Высшее зн-е –это зн-е духовного абсолюта, кот.рассматривается как восприятие бытия в его целостности и главным средством приобретением которого служит мистическая интуиция;Именно это зн-е дает власть над миром.Осн-м источником фил.мысли более позднего –эпического периода явл. Обширная эпическая поэма “Махабхарат”, кот.состоит из 18 книг, повествующих о борьбе за власть между двумя родами. Особо важную роль в становлении ф. сыграла математика(в несколько меньшей степени астрономия). Мат-ка в др.Индии , особенно такие ее разделы, как арифметика, алгебра, достигла очень больших результатов(достаточно указать на появление здесь позиционной системы счиления и введения нуля)

10. Древнекитайская философия
В Китае процесс зарождения философии наз” эпохой борющихся царств”. Первые философы бродяги критиковали мифологию. Знаменитые древнекитайские ф-фы : Конфуций и Лао-дзы.В этот период сложилисось 6 школ: конфуцианство, моизм, легизм, даосизм, инь янь, имён. Для др.Китая характерна опора на священные книги-“пятикнижие”. Уже в наиболее ранней из книг упоминается два принципа ЯНЬ и ИНЬ олицетворяют два взаимодополняющие начала(муж. и жен.). Лао-дзы учил, что каждая вещь, достигнув определенной степени развития, превращается в свою противоположность: неполное-полным, кривое–прямым). Эта смена протиположностей рассматривалась как всеобщая закономерность движения вещей, как единый поток, как вечное возникновение и исчезновение.

15. Философия Нового времени
Философия Нового времени охватывает период 16-18 вв. Это время становления и оформления естественных наук, отпочковавшихся от философии. Физика, химия, астрономия, математика, механика превращаются в самостоятельные науки. Однако остается проблемой выработка общенаучных методов познания, возникает необходимость обобщения и систематизации данных естественных наук. Отсюда возникают новые задачи и приоритеты в философии Нового времени. В центре внимания новой философии - теория познания, отработка методов истинного знания для всех наук. Если специальные "частные" науки открывают законы природы, то философия призвана обнаружить законы мышления, действующие во всех областях знания. Возникает идея "чистого разума", т.е. свободного от "идолов", который проникает в сущность явлений. Активно ищут истинный, главный метод познания, который приведет к истине вечной, полной, абсолютной, признанной всеми людьми. Основой нового метода считают чувственный опыт, выдвигая идею сверхзначимости эмпирического индуктивного знания, или интеллект, дающий логическое, дедуктивно-математическое знание, не сводящееся к человеческому опыту.В философии Нового времени появляется ряд специфических проблем и установок:
- полная секуляризация науки. Синтез науки с религией, веры с разумом - невозможен. Никакие авторитеты не признаются, кроме авторитета самого разума (Т. Гоббс);
- выдвижение науки в ранг важнейшего занятия человечества. Именно она способна обогатить человечество, избавить его от бед и страданий, поднять общество на новый этап развития, обеспечить общественный прогресс (Ф. Бэкон);
- развитие наук и конечное подчинение человеком природы возможно тогда, когда будет сформирован главный метод мышления, метод "чистого" разума, способный действовать во всех науках. (Р. Декарт). Теория познания становится центром философии Нового времени.
Проблема научного метода и шире - проблемы познания - всегда находились в центре внимания философии Нового времени. Нельзя познавать Бога, природу, человека, общество, не выяснив прежде, каковы законы познающего Разума. В отличие от других наук философия должна изучать именно мышление человека и его законы. Она должна найти такой метод, который применим ко всем наукам. Мыслители XVII-XVIII вв. неоднократно фиксировали внимание на том, что знаний (теорий, гипотез, осмысленных фактов в науке) много, а метод, которым можно получить и проверить истинность знания, не разработан. Надо найти истинный метод науки, найти те первопринципы Ума, с которых начинается построение истинной философии, а затем и всех других наук. При поисках нового "суперметода" и произошло разделение философов на сторонников эмпиризма ("эмпирио" - опыт) и рационализма ("рацио" - ум). Эмпирики (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк и др.) считали, что единственный источник знания - это опыт, который связан с чувственностью, ощущениями, восприятиями, представлениями. Рационалисты (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц и др.) считали, что опыт, основанный на ощущениях человека, не может быть основой общенаучного метода. Восприятия и ощущения иллюзорны. Развитие астрономии, механики, математики дало блестящую плеяду ученых – Браге, Галилей, Гюйгенс, Коперник, Кеплер и др. Экспериментальные науки требовали теоретического осмысления, отхода от схоластических догм и примитивного эмпиризма. Нужна была новая философия – учение о могуществе разума и безграничных возможностях научного исследования.

14. Философия Возрождения
Философия Ренессанса (Возрождения) в Европе (прежде всего в Италии) занимает период с 14 по 16 в. Само название эпохи говорит о возрождении интереса к античной философии и культуре, в которых начинают видеть образец для современности. Идеалом знания становится не религиозное, а светское знание. Наряду с авторитетом Священного Писания признается авторитет античной мудрости. Вместе с тем происходит возрождение "истинной" христианской духовности, переосмысливается христианская традиция, появляются ревнители христианства, такие как монах Джироламо Савонарола во Флоренции (1452-1498), резко протестующие против роскоши папства, извращения учения Христа клиром, зовущие к возрождению первоначального "апостольского" христианства. Поэтому связывать эпоху Возрождения только с античным наследием неверно. Духовного и христианского в нем тоже было много. Главная особенность философии Ренессанса - антропоцентризм. Теперь не Бог, а человек поставлен в центр исследований. Место человека в мире, его свобода, его судьба волнуют таких мыслителей, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Эразм Роттердамский, Никколо Макиавелли, Томас Мор, Мишель де Монтень и др. (15-16 вв.) Возникла новая система ценностей, где на первом месте стоят человек и природа, а затем религия с ее проблемами. Человек - природное существо. Отсюда другая особенность ренессансной культуры и философии - "секуляризация" - освобождение от церковного влияния. Постепенно и проблемы государства, морали, науки перестают рассматриваться всецело сквозь призму теологии. Эти области бытия обретают самостоятельное существование, законы которого могут изучаться светскими науками. Сказанное вовсе не означает, что религиозные проблемы, касающиеся бытия Бога, добра и зла, спасения души, забыты. Просто они не находятся более в центре внимания философии. Это время становления опытных наук, которые постепенно выдвигаются в ранг важнейших наук, дающих истинное знание о природе (Коперник, Кеплер, Галилей, Бруно и др.). Итак, эпоха Возрождения занимает значительное место в истории философской мысли. Проблемы гуманизма, реформации, натурфилософии и социально-политические учения – изменили взгляды людей на мир и положение в нём человека. Это было как бы второе рождение античной философии – та же тема человека, стихийный материализм, но на новой культурно-исторической почве. Потребность общественной практики приводит к развитию не только гуманитарных наук, но и опытного естествознания, что явилось переходным этапом философии Нового времени.

12. Античная философия, общая характеристика, основные этапы и направления развития.
Античная философия - философия древних греков и древних римлян, охватывающая период с 6 в. до н. э. до 6 в. н. э. Она внесла исключительный вклад в развитие мировой цивилизации, в ней заключено начало западной философии, почти всех ее последующих школ, идей и представлений, категорий, проблем. Этапы античной философии. Традиционно выделяют: раннюю классику (натуралисты, досократики - Зенон, Парменид, Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор, Ксенофан, Демокрит и др.; главные проблемы - "Физис" и "Космос", его строение); среднюю классику (Сократ и его школа; софисты: Горгий, Гиппий, Антифонт, Антисфен и др.; главная проблема - сущность человека); высокую классику (Платон, Аристотель и их школы; главная проблема - синтез философского знания, его проблем и методов и др.); эллинизм (Эпикур, Пиррон, стоики раннего периода - Панэций, Посидоний, поздние римские стоики или неостоицизм: Сенека, Эпиктет, Аврелий и др.; главные проблемы - мораль и свобода человека, проблема познания и т.д.). К ним прибавляются вопросы структуры космоса, судьбы космоса и человека, отношение Бога и человека 1. Проблемы начала всех вещей, бытия, небытия, материи и ее форм.
2. Проблемы человека, его познания, его отношение с другими людьми
3. Проблемы воли и свободы человека, достижения счастья. Выдвигались идеи
4. Проблемы отношения человека и Бога, божественной воли, строения Богом Космоса.
5. Проблемы синтеза чувственного и сверхчувственного; идея синтетических формулировок основных философских проблем, построения метафизических систем, признававших два мира - мир идей и текучий, подвижный мир вещей. Проблема поиска рационального метода познания этих миров
Итак, говоря об античной философии, мы можем сказать, что здесь закладывались основы основных видов философских мировоззрений, которые разрабатывались в последующей истории философской культуры.

16. Марксистская философия
Карл Маркс (1818-1883) - один из величайших экономистов и социологов 19 в. В области философии Маркс считал себя учеником Гегеля. Его философия стала значительным шагом в развитии европейской мысли. В ряде своих работ ("Тезисы о Фейербахе", "Немецкая идеология", "Капитал" и др.) Маркс формулирует свой метод философии как диалектико-материалистический. Он говорил о том, что диалектика должна помочь объяснить реальный мир из него самого, а не из абстрактно выведенных понятий духа. Главное - не объяснить мир, а изменить его. Философия же есть духовное оружие такого изменения. Наиболее интересны философские взгляды Маркса на общество. Он развивает материалистическое понимание истории, где применяет метод диалектического материализма. В общественном производстве люди независимо от своей воли, с необходимостью вступают в производственные отношения, которые образуют "базис" общества. В их основе лежит отношение к собственности на средства производства. Базисные отношения влияют на "надстройку", которая состоит из политических, правовых, религиозных, моральных и др. отношений людей. Маркс считал, что духовные отношения зависят от материальных, а не наоборот. В целом не сознание определяет бытие, а общественное бытие определяет сознание.
В естественнонаучном обосновании фил-я марксизма серьезное значение имело диалектико-материалистическое осмысление природы, в котором существенную роль сыграли естественнонаучные открытия - открытие з-на сохранения и превращения энергии, создание эволюционного учения. В з-не сохранения и превращения энергии основоположники марксизма увидели подтверждение принципов материального единства мира. В учении о клеточном строении живых организмов они усматривали док-во внутреннего единства растит и животного мира. Теоретическ. источники явились нем. классическ. философы, английские классич. политэкономы, французские утопические социалисты. Диалектика Гегеля - источник формирования материальной диалектики. Смит и Рикардо способствовали созданию исторически материализму. Маркс и Энг. связали в единый узел теорию и рев. практику. Марксизм говорит, что бытие людей определяет их сознание. Фил. марксизма как цельное учение формировалось в органическом единстве всех его составных частей. Она выступает как научный метод познания и преобразования мира. Суть философии составляют исследования классических философских, концентрирующихся вокруг отношений людей между собой и природы ч-ка.
В эволюции марксисткой ф-ии выделяют 2 этапа: 1. Ранний, для которого хар-ны попытки разработки целостного мировоззрения преимущественно средствами философского анализа ("Экономико-философские рукописи"). 2. Поздний, на котором вместо прежней абстрактной конструкции ч-ка и его сущностных сил сложилась конкретная, основанная на изучении экономической и социальной стр-ры об-ва научно-философская теория, в которой было обрисовано новое миросозерцание, последовательный материализм, охватывающий и область социальной жизни, диалектика как наиболее всестороннее и глубокое учение о развитии, теория классовой борьбы и всемирно исторической роли пролетариата.

17. Зарождение философии в Украине
В целом философская и социологическая мысль народа Украины своим источником   имеет  духовную культуру  Киевской  Руси,  ставшей    колыбелью восточнославянских  народов;  отсчёт времён  своего существования они  ведут от Киевской Руси.
В отечественной философской мысли материализм, и идеализм выражают единство противоположностей; в ней они не столько противостоят, сколько взаимно дополняют друг друга. Основным идейно-теоретическим фактором становления древнерусской философской мысли явилось христианство. Вместе с тем языческое наследие лежало в основе мировоззрения широких народных масс, своеобразной народной философии. Если же брать культуру Киевской Руси и всего Древнерусского общества в целом, то в ней языческие элементы играли большую роль и после принятия Русью христианства в 10 веке. Характерной чертой периода возникновения философии в Киевской Руси является то, что это было время феодальной раздробленности. И это отрицательно сказалось на формировании украинской народности. Но, не смотря на это, предметом философских воззрений становятся воззрения о мироздании, о человеке, о его месте в природе и обществе.
Первым отечественным философом многие исследователи считают митрополита Киевского Иллариона (11 век), автора знаменитого «Слова о законе и благодати»; здесь наряду с чисто богословскими идеями, содержались и собственно философские идеи.
В 12-14 веках появляются переработанные и дополненные византийские философские труды, в которых также ставятся вопросы о происхождении человека, о его духовном развитии и поведении в обществе, о его жизни, смерти и бессмертии. В «Поучении Владимира Мономаха» доказывалось, что человеку надо уповать на Бога и не завидовать  творящим беззаконие, ибо рано или поздно беззаконники будут покараны Богом. Нравственное содержание этого произведения призывало избегать зла, лжи лени, пьянства и других пороков. Оно убеждало  творить добро, иметь чистую и непорочную душу, воздержанный язык, смиренный ум, подавлять гнев, укрощать гордость, помогать слабым и пр. «Поучение Вл. Мономаха» отрицательно относилось к затворничеству, монашеству, самоистязаниям. Оно призывало беспрестанно трудиться, совершенствовать знания.
Для 13-14 веков характерным является распространение патристики, которая в своих сочинениях развивала философские идеи понимания Бога, мира и человека.
14-16 века примечательны распространением  ересей, отражающих протест народных масс Украины против социального и национального гнёта. В борьбе против ересей сформировалась схоластическая философия. Противодействием ей стали гуманистические идеи, суть которых сводилась к элементам просвещения. Так, С. Ориховский отмечал, что как плодородное поле без должной обработки может оказаться бесплодным, так человек, даже самый толковый, ничего не осуществит без настойчивого овладения знаниями и, в первую очередь философскими.

18. Роль Киево-Могилянской академии в развитии философской мысли в Украине.
Она есть центр философской мысли 17-18 в.в. Главная проблема – проблема мира и человека. Одним из первых учителей был Иосиф Канонович-Горбацкий. Основные проблемы: 1) проблема субстанции – Бог единая субстанция и творец мира; 2) существует двойственная истина – теология – учение о боге и философия – изучение реального мира. Он стоит на позициях сенсуализма, разум создает лишь понятие. Знания необходимы для удовлетворения духовных и материальных потребностей; 3) проблема гуманизма: ничего нет выше на Земле, чем человек и ничего выше в человеке, чем его разум.
Иннокентий Гизель (1600-1683 г.г.) стоит на позициях деизма. Бог создал материю, из нее состоят все вещи, наделённые способностью существовать. Но  в мире есть естественные причины, законы, и наука должна изучить их. Идеи гражданского гуманизма: человек должен слушать свой разум и следовать за ним. Мир у него един и состоит из однородных тел, в основе которых лежит несотворимая и неуничтожимая материя, количество ее одинаковое, но в разных телах она распределена по-разному. Движение – это изменение в вещах и перемещение в пространстве. Теория познания исходит из того, что вещи существуют объективно, действуют на наши органы чувств и дают нам знания. Процесс познания выражается в создании чувственных образов, они остаются в чувствах как знаки, образы и не могут самостоятельно существенно отличаться от объекта, есть лишь отображение чувственных объектов. Но на этом процесс познания не заканчивается. Высшая форма познания – в рациональном познании, которое дает абстрактное знание. Такое понимание теории познания оказало влияние и на понимание Гизелем морали. Если нормы морали противоречат разуму, то человек их должен отбросить, а  не слепо следовать им. В книге «Мир с Богом человека» критикует чиновников, духовенство, государственных деятелей за то, что они взимают огромные налоги для собственного обогащения, вредят торговле, воруют общественное богатство, нарушают человеческие свободы. Но он оправдывает тех людей, которые перед угрозой смерти, голода вынуждены идти на воровство

19. Философия Г.С. Сковороды
Сущность счастья человека, смысла человеческого бытия в реальной земной жизни, разработка общефилософской концепции мира и человека – главная тема философии Г. Сковороды (1722 – 1794 г.г.) - украинского Сократа.
1) Стоит на позициях пантеизма. Бога, как духовной субстанции, стоящей над миром и человеком, нет. Он есть истинная природа в природе, живое в живом, человеком в человеке, законом, гласом сущего.
2) Мир вечен, как тень вечной духовной субстанции. Материальный мир вечен, безграничен и не сотворен.
3) Все в мире соткано из противоположностей: единство материального и духовного, конечного и бесконечного, единого и общего. Это противоречивое единство он пытается осмыслить через соотношения сущности и видимости, а в этическом плане – через понятия добра и зла.
4) Разрабатывает концепцию трех миров: 1) макрокосмос – безграничный мир, состоящий из малых миров; 2) микрокосмом - человеческий мир и сам человек; 3) символический мир библии. Каждый из этих миров имеет свою внутреннюю и внешнюю (материальную) природу. Действительным Богом является внутреннее духовное, поэтому истинно человеческое определяется не телесной организацией, а духом, волей, миром внутренних убеждений, которые выступают Богом в человеке. В символическом мире библии он ищет духовные ценности человека, идеал человеческих отношений без пагубного влияния плоти. Макрокосмос и микрокосмос состоят из двух натур: видимой – «тварь» сотворенный мир и невидимой – Бог. Главная проблема человеческого существования – обнаружить невидимую натуру через видимую. Она решается в подвиге самопознания, в обнаружении внутреннего «сердечного» человека (философия сердца).
5) Под влиянием философии Аристотеля считает, что мир состоит из материи и формы. Материя вечна, не имеет границ, бесконечна в пространстве и во времени. Бог выступает как умозрительная форма, которая по законам устраивает материю, создает ее в многообразных видах.
6) Теория познания: а) стремится осмыслить познавательные способности человека, восхищается силой человеческого разума. Но все знания имеют опытную природу. «Опыт есть отец искусству, видению и привычке, из опыта родятся все науки, книги и хитрости».
7) Ставит проблему единства духовного и физического в человеке, только достигнув этого единства, человек может быть счастлив. Только через духовное устремление духовного человека можно прийти к счастью, к идеалу совершенного человеческого общества.
8) Глубокое уважение к человеку-труженику, ненависть ко всем формам насилия (политика и духовность).

25. Время и пространство
Время и пространство - осн. формы существования материи. Философию прежде всего интересует вопрос об отношении в. и п. к материи, т. е. являются ли В. и п. реальными или это чистые абстракции, существующие только в сознании. Философы-идеалисты отрицают зависимость в. и п. от материи и рассматривают их то как формы индивидуального сознания (Беркли, Юм, Мах), то как априорные формы чувственного созерцания (Кант), то как категории абсолютного духа (Гегель). Материализм подчеркивает объективный характер в. и п., В том, что в. и п. неотделимы от материи, проявляется их универсальность и всеобщность. П. выражает порядок расположения одновременно сосуществующих объектов, в. же - последовательность существования сменяющих друг друга явлений. В. необратимо, т. е. всякий материальный процесс развивается в одном направлении - от прошлого к будущему. Диалектический материализм признает не просто внешнюю связь в. и п. с движущейся материей, а считает, что движение является сущностью в.и п. и что, следовательно, материя, движение, В. и п. неотделимы друг от друга. Эта идея получила подтверждение в совр. физике. Естествознание 18 -19 в., говоря об объективности в., и п., рассматривало их, вслед за Ньютоном, в отрыве друг от друга и как нечто самостоятельное, существующее совершенно независимо от материи и движения, В соответствии с атомистическими взглядами древн. натурфилософов (Демокрит, Эпикур) естествоиспытатели вплоть до 20 в. отождествляли п. о пустотой, считали его абсолютным, всегда и повсюду одинаковым и неподвижным, а в. - протекающим равномерно. Совр. физика отбросила старые представления о п. как пустом вместилище тел и о в. как едином для всей бесконечной вселенной. Гл. вывод теории относительности Эйнштейна состоит как раз в установлении того, что в. и п. существуют не сами по себе, в отрыве от материи, а находятся в таком универсальной взаимосвязи, в к-рой они теряют самостоятельность и выступают как стороны единого и многообразного целого. Общая теория относительности доказала, что течение времени и протяженность тел зависят от скорости движения этих тел и что структура или свойства четырехмерного континуума (пространство-время) изменяются в зависимости от скопления масс вещества и порождаемого ими поля тяготения. В создании совр, теории в. и п. большую роль сыграли идеи Лобачевского, Б. Римана, К. Ф. Гаусса. Открытие неевклидовой геометрии опровергло кантовское учение о в. и п. как внеопытных формах чувственного восприятия, Исследования Бутлерова, Е. С. Федорова и их последователей обнаружили зависимость пространственных свойств от физической природы материальных тел, обусловленность физико-химических свойств материи простраиственным расположением атомов. Факт изменчивости наших представлений о в. и п. используется идеализмом для отрицания их объективной реальности. Согласно диалектическому материализму, человеческое познание в своем развитии дает все более глубокое и правильное представление об объективно-реальном в. и п.
 

29. Понятие, исторические формы, виды диалектики   30,31?
ДИАЛЕКТИКА - учение о наиболее закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления. Слово "ДИАЛЕКТИКА"
впервые применил Сократ, обозначивший им искусство вести умелый спор, диалог  (греч. dialegomai - беседую ). Противоборство мыслей, отбрасывание ложных путей,
постепенное приближение к правильному знанию - это и есть диалектика. Она  там, где столкновение противоположностей , борьба идей; перенесенная в последствии в объективный мир, она стала означать наличие в нем противоречий, их выявление  и разрешение, борение, развитие, движение вперед. Виды диал: объективную д. составляют всеобщие законы, действительные во всех явлениях объективного мира; субъект. д – отражение этих законов в сознании человека. Виды д. тождественны по содержанию, различия только поформе.
Диал-ка - наука о наиб. общ. законах разв-я прир., о-ва и мышл-я.
Научному пониманию Д. предшествовала долгая история, само понятие Д. возникло в ходе переработки и даже преодоления первонач. смысла термина. Уже античн. ф. подчеркнула изменчивость всего существующего, поняла действит-сть как процесс, осветила роль, какую в этом пр-се играет переход всякого свойства в противоположное (Гераклит, отчасти милетск. мат-сты, пифагорейцы). К подобным иссл-ям еще не применялся термин Д.
Бытие заключает в себе противоречия: оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво, покоится и движется. Противоречие - необх. условие для побуждения души к размышлению. Это иск-во и является, по Платону, искусством Д. Развитие Д. продолжали неоплатоники. В философии феод. о-ва - в схоластике Д. стали называть формальн. логику, к-рая была противопоставлена риторике. В эпоху Возр. диал. идеи о совпадении противоположностей выдвиг. Ник. Кузанский и Бруно. В Нов. время Декарт и Спиноза дают образцы диал. мышления. В 18 в. во Франции богатством диал. идей выдел. Руссо и Дидро. Первый исслед. противоречия как условие истор. разв-я, второй, кроме того, противоречия в совр. ему обществ. сознании. Важнейшим до Маркса этапом в развитии Д. стал нем. классич. идеализм, к-рый в отличие от метафизич. материализма рассм. действительность не только как предмет познания, но и как предмет деят-сти. Кант указал на значение противоп. сил в физич. и космогонич. процессах. В теор. познания Кант развив. диал. идеи в учении об антиномиях. Однако Д. разума, по Канту, иллюзия, и она устраняется, как только мысль возвр. в свои пределы, огранич. познанием одних явлений.  Вершиной в развитии домарксистской Д. была идеалистич. Д. Гегеля. Гегель впервые представил весь природн., историч. и духовн. мир в виде процесса, т. е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутр. связь этого движения и развития. В отл. от абстр. определений рассудка Д., по Гегелю, есть такой переход одного определения в др., в к-ром обнаруживается, что эти определения односторонни и ограниченны, т. е. содержат отрицание самих себя. Поэтому Д. есть, согласно Гегелю, движущая душа всякого научного развертывания мысли и предст. собой единств. принцип, кот. вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость.
Истинно научное понимание Д. было создано Марксом и Энгельсом.Отбросив идеалистич. содержание ф. Гегеля, они построили Д. на основе материалистич. понимания историч. процесса и развития познания, обобщения реальн. процессов, происх. в природе, о-ве и мышлении. Гл. категорией материалистич. Д. является противоречие. В учении о противоречиях она вскрывает движущую силу и источник всякого развития; в нем содержится ключ ко всем остальным категориям и принципам диал. развития: развитие путем перехода колич. изменений в качественные, перерыв постепенности, скачки, отрицание исходного момента развития и отрицание самого этого отрицания, повторение на высшей основе нек-рых сторон, черт первоначального состояния. Материалистич. Д. предст. собой ф. метод иссл-я природы и о-ва. Только с позиции Д. можно понять сложный, полный противоречий путь становления объ. истины, связь на каждой ступени развития науки элементов абс. и относительного, устойчивого и изменчивого, переходы от одних форм обобщения к др., более глубоким, мирящейся ни с каким застоем и неподвижностью, делает ее орудием практич. преобразования о-ва

34. Закон отрицания отрицания
Согласно нему развитие носит поступательный характер, идет от простого к сложному, от низшего к высшему.
  Отрицание- замена одного старого предмета другим новым, означает превращение одного предмета в другой при одновременным переходе первого на положение подчиненного и преобразованого элемента в составе второго,что называется снятием.
В метафизике разругение – полное уничтожение предмета. Следовательно новое возникает совершенно на новом месте, оно не связано со старым. Новое ничего не заимствует из старого (скептическое отношение).
В материалистической диалектике отрицание рассматривается как необходимый момент развития, условие качественного изменения вещей, разрушение не является полным
Суть:
- отрицание совершается под действием внутреннего фактора, отрицание=самоотрицанию
- диал. отрицания всегда связана с положит содержанием старого, способного к развитию. Характерны внутренняя связь и преемственность между старым и новым
- диал отрицание ведет к появлению нового. Новое появляется в рез-те отрицания, через еоторое оно появляется
  Диалектическое отрицание включает в себя триединный процесс:
1) деструкции (разрушения,преодоления,изживания),прежнего;
2) кумуляции (накопление,суммирование)-(частичного сохранения,препятственности,трансляции);
3) конструкции (формирования,создания нового).
  Отрицание отрицания предпологает цикличность,относительную повторяемость поступаемость.

32. Закон единства и борьбы противоположностей
Раскрывает внутренние импульсы, причину развития и являющийся сутью, ядром диалектики;
Диалектическими противоположностями называются одновременно взаимо исключающие и взаимопредпологающие друг друга стороны,тенденции того или иного целостного,
изменяющегося предмета (явления,процесса).
  Формула "Единства и борьбы" противоположностей выражает напряженное взаимодействие "полярных"свойств,изложений движения,развития.
  "Растение,животное,каждая клетка в каждое мгновение в своей жизни тождественны с собой и тем не мение отличаются от самих себя благодаря усвоению и выделению веществ ,благодаря знанию,образованию и отмиранию клеток,благодаря происходящему процессу циркулиции-словом,благодаря сумме непрерывных молекулярных изменений которые составляют жизнь и общие итоги которых выступают воочию в виде жизненных фаз:эмбриональная жизнь,юность,половая зрелость,процесс размножения,старость,смерть"
  Используя закон единства и борьбы противоположностей всеобщего вообще и любой объект в частности можно расценивать их как соединение двух гипотетических начал-му-
жского и женского.Мужчина и женщина отнюдь не демонстрируют наличие сугубых противополдожностей, напротив,человек с любой точки зрениянотомической ,психологической, философской- есть подвижный результат двух начал.  Любая ориентация,стремление опредиляет мужское в мужчине,женское в женщине.
Отсюда минимум два вывода:
1) любое "слева" уже подразумевает "направо";
2) любое "вверх" имеет смысл, если известен "низ".
Все направления легитимны тогда,когда имеется центр.
Противоречие-выражает внутренний источник всякого развития,движения.Познание
внутреннего (сущностного) и внешнего (формального) противоречия отличает диалектику
от метафизики."Диалектика есть изучение противоречия в самой сущностей преметов"
"Диалектическое противоречие есть единство взаимоисключающих (взаимно друг друга
обуславливающих),т.е.взаимодействующих противоположностей"."Единство тождества
и различия-такова диалектическая форма противоречия"
  Противрположности характеризуются как взаимообусловленные и взаимодействующие
стороны диалектического противоречия.Противоположности,по словам Гегеля,"имеют
против себя" не просто иное,а "cвое иное".Диалектика противоречия отражает двойственное
отношение внутри целого:1.Единство противоположностей.2.Их борьбу.
  Типы (виды) противоречий:
а) внутренние и внешние.Внутренние противоречия-это противоречия между элиментами
структуры;а внешние -это противоречия различных систем,явлений.Общество и природа,организм и среда.
б) Основные и неосновные,главные и неглавные

35. Категории единичное и общее
Все вещи и события мира различны между собой, единичны в своем бытии. В “лепке” единичного участвует несметное множество неповторимых условий, масса случайностей. Единичное есть объект взятый в своем отличии от других объектов в их неповторимой специфике. В качестве единичного может рассматриваться не только отдельный предмет, но и целый их класс, если он берется как нечто одно, а также отдельное свойство или признак предмета, если он берется в своей индивидуальной неповторимости.
Единичное - категория, выражающая относительную обособленность, дискретность, отграниченность друг от друга в пространстве и времени объектов, с присущими им специфическими особенностями, составляющими их неповторимую качественную и количественную определенность.
Однако бесконечное разнообразие - это лишь одна сторона бытия. Другая сторона заключается в общности вещей, их структур, свойств, отношений. Нет 2-х абсолютно различных вещей. Все люди индивидуальны, но все они обладают чем-то общим, что выражается в понятии ”Человек”. Общее - это единое во многом. Никакая деятельность, никакая наука не были бы возможны, если бы не существовало возможности выделить в вещах нечто общее. Как сходство признаков определенных вещей общее доступно непосредственному восприятию. Будучи закономерностью, оно выражается в форме понятий и теорий. Законы, формирующиеся на основе общего и включают в себя это понятие. Хотя общее и помогает нам приблизиться к сущности, тем не менее нельзя смешивать его с самой сущностью. Платон: “Человек - двуногое существо, лишенное перьев”, на что ему принесли ощипанную курицу. Здесь обыграно ложное утверждение сводившее общие свойства людей к их сущности. Кроме того общее соотносится не со всей сущностью как с неким системно организованным целым, а лишь с каким-либо атрибутом этого целого.
В силу дискретности мира общее не дано нам иначе, как через единичное. Общее не существует отдельно, оно существует как закон рождения и жизни единичного. Таким образом, как единичное невозможно без общего, так и общее невозможно без единичного, которое служит предпосылкой и субстратом общего.
Если признать, что общее проявление не иначе как в единичном и через него, то это значило бы, что все существующие единичности неразличимы. Однако нет абсолютно тождественных вещей. Такое различие единичностей фиксируется категорией особенного. Особенное означает меру и способ объединения общего и единичного в одном явлении.
Наука имеет дело прежде всего с обобщениями и оперирует общиим понятиями, что дает ей возможность устанавливать закон. Но для успешной практической деятельности надо знать не только общее, но в полной мере учитывать единичное и особенное. Не существует  никаких шаблонов пригодных везде однозначно без учета индивидуальных особенностей: особенное богаче общего.
В познании можно идти 2 путями: путем отвлечения от едиичного, случайного к образованию общих понятий, теорий, отражающих существенное, и, наоборот, через нахождение наиболее характерных единичных событий, которые при всей уникальности как бы непосредственно являют собой общее, закономерное.

2

36. Категории содержание и форма
Для понимания структурности материи важное значение имеет уяснение соотношения формы и содержания. Подобно диалектике части и целого, элементов и системы диалектика формы и содержания конкретизирует представление о структурности как атрибуте материи, связывает структурность с противоречиями, с развитием, отсекает односторонность в их трактовке и выявляет новые грани в проблеме использования этих категорий в практической деятельности людей.
Под «содержанием» в философии понимается все, что содержится в системе. Сюда входят не только субстраты – элементы, но отношения, связи, процессы, тенденции развития, все части системы. Если, к примеру, при рассмотрении организма человека мы не могли считать элементами данной системы отдельные клетки, молекулы, непосредственно не участвующие в ее создании, если при анализе частей данного организма мы по определению не могли считать специфированной частью его неорганическую подсистему, то теперь, при сосредоточении внимания на содержании системы, мы должны охватить буквально все, что в ней есть. Для выражения фрагмента содержания системы используется слово «компонент» системы.
Понятие формы многозначно. Часто под формой понимается способ внешнего выражения содержания, иногда при этом указывается, что форма к тому же есть относительно устойчивая определенность связи элементов содержания и их взаимодействия, тип и структура содержания. Конечно, форма есть внешнее выражение содержания, внешняя конфигурация вещи, предмета, его способ существования материи. Понятие формы градуирует единое. Под формой понимается также внутренняя организация, способ связи элементов внутри системы.
Соответствие и несоответствие формы содержанию свидетельствуют об ее относительной самостоятельности, о возможности и ее двоякого – позитивного и негативного, организующе – конструктивного или деструктивного воздействия на содержание. Это, в свою очередь, приводит к мысли: а нельзя ли сначала создать конструктивную структуру, а потом «подтягивать» по нее содержание? Конечно, могут быть и нежизненные, преждевременные и просто никуда негодные формы, насильно навязываемые содержанию, как, например, при волюнтаристском подходе к социальным структурам. Это тоже ведет к несоответствию формы содержанию. Такой бездумный активизм ничем не лучше консерватизма. Он сторониться научного анализа конкретного соотношения формы и содержания.
Оптимальность развития достигается только при взаимном соответствии содержания и формы (структуры).

37. Категории сущность и явление
Развитие познания есть движение мысли от поверхностного ко все более глубокому, скрытому - к сущности. Сущность же обладает подлинной действительностью только вследствии определенных форм своего самообнаружения (листья, цветы, выражающие во внешнем виде сущность растения). Явление, как правило, выражает лишь некую грань сущности, один из ее аспектов.
Сущность есть нечто сокровенное, глубинное, пребывающее в вещах, их внутренних связях и управляющее ими, основание всех форм их внешнего проявления. В понятии сущности заключено единство всех глубинных, закономерно связанных элементов содержания объекта в их противоречиях, причинно-следственных отношениях, в их зарождении, развитии и тенденциях к будущему. И в этом случае она есть нечто внутреннее, некий организующий принцип. Сущность соотносится и с категорией качества, которая выражает однако лишь какой-то аспект ее. Понятие сущности связано и с понятием закона, но закон и сущность не совпадают: мы знаем закон гравитации, не ведая ее физической сущности.
Сущность внутри себя динамична и подвержена принципу развития. Вскрыть сущность чего-либо - значит проникнуть в глубины вещи, в ее основные свойства, выявить причины возникновеия и принципы развития. Сущность всегда конкретна, нет сущности вообще.
Сущность нерасторжима с формами своего проявления. Явление это проявление сущности: если существует нечто общее, то явление - единичное, выражает какой-то момент сущности, если сущность есть нечто глубинное, то явление - внешнее, более богатое и красочное...Явление есть то, как сущность проявляет себя вовне: во взаимодействии со всем иным, в том числе и с нашими органами чувств.
Явление -это непосредственно воспринимаемые свойства объекта, то или иное видение которое зависит от строения и действия органов чувств, а сущность - то качественное своебразие предмета, определяющее его характерное лицо, которое может скрываться за его непосредственно наблюдаемыми проявлениями (зеленый цвет травы - явление. Сущность - физическое свойство отражать свет).
Явление достаточно неоднозначно и не всегда скрывает за собой истинную сущность. Вполне реальной оказывается для философии проблема кажимости, видимости. Мы можем видеть мираж в пустыне, однако на его месте ничего нет, т.е. то,что мы видим лишь кажущееся.

38. Категории причина и следствие
Понятие причины и следствия возникают на стыке принципов всеобщей связи и развития. С точки зрения принципа всеобщей связи причинность определяется как один из видов связи, а именно генетическая связь явлеий, в которой одно при определенных условиях порождает другое. С точки зрения принципа развития причинность определяется так: всякое изменение и тем более развитие, т.е. изменение в сторону появления нового качества, имеет свою причину и следствие. Причинные отношения присутствуют при любом процессе изменения.
Одной из характерных черт причинности является ее связь с категорией времени. Время - форма существования материи, в которой наиболее естественно реализуются причинно-следственные связи. До сих пор причинно-следственная связь, взятая в аспекте времени понимается по разному. Одни считают , что причина всегда предшествует следствию. Какое-то время причина и следствие сосуществуют, а потом причина угасает а следствие превращается в новую величину. Другие утверждают, что интервалы частично накладываются, третьи, что причина и следствие строго одновременны. Четвертые говорят, что бессмысленно говорить о причине, которая существует и значит действует, если ее следствие еще не вступило в сферу бытия, разве может быть недействующаа причина?
Но понятия причины и следствия равно используются для характеристики одновременно протекающих событий, явлений примыкающих друг к другу во времени, и для которых следствие зарождается в недрах причины. Иногда они разделены временным интервалом и связаны между собой через цепь промежуточных звеньев. Следствие может иметь несколько причин, одни из которых являются необходимыми, другие - случайными.
Всем типам временных отношений свойственна длительность. Время длительно, необратимо и ассиметрично, ассиметричны и причинно-следственные отношения.
Причинность нельзя рассматривать только как однонаправленное действие причины на следствие, т.к. она является внутренним содержанием связи и взаимодействия явлений. Следствие распространяет свое влияние не только вперед (как новая причина), но и назад, на производящую ее причину, видоизменяя ее силы, особенно когда причинная связь не мгновенна , а протяженна. Это растянутое во врем взаимодействие причины и следствия называется принципом обратной связи. Он действует всюду, особенно в самоорганизующихся системах, где происходит восприятие, хранение , переработка и использование информации. Без обратной связи немыслемы устойчивость, управлеие и поступательное движ системы.

39. Возможность и действительность
В широком смысле слова под действительностью понимается весь объективно существующий мир, объективная реальность во всей ее конкретности, вся совокупность налично существующих явлений, взятых в единстве с их сущностью. На последний момент в характеристике категории действительности обращал особое внимание Гегель, отмечая, что ”действительность есть ставшее непосредственным единство сущности и существования, или внутреннего и внешнего”. В более узком и специфическом смысле слова под действительностью понимают конкретное бытие отдельного объекта в определенное время, в определенных  условиях; действительность отдельного конкретного материального объекта – это его актуальное бытие. В этом значении категория действительности и сопоставляется с категорией возможности.
Возможность – это такое состояние (или такая ситуация), когда имеется одна часть детерминирующих факторов, но отсутствует другая их часть, или когда детерминирующие факторы недостаточно зрелы, чтобы возникло новое явление.
Каждая материальная основа, природная или социальная, сначала существует потенциально, а затем может стать действительностью. С этой точки зрения развитие представляет собой бесконечный процесс реализации одних возможностей и возникновения новых возможностей.
Имеются разные виды возможностей (существенная и несущественная, обратимая и необратимая, формальная и реальная и др.).
Обратимой возможностью называется такая возможность, с превращением которой в действительность первоначальная действительность становится возможностью. Необратимой называется такая возможность, с превращением которой в действительность первоначальная действительность становится невозможностью.
Абстрактные возможности -- это возможности, для осуществления которых на данной стадии не могут сложиться соответствующие условия; эти возможности могут появиться лишь при достижении материальным образованием более высокой стадии развития. Конкретная возможность – это возможность, для осуществления которой на данной стадии развития материальной системы могут сложиться соответствующие условия.
Для превращения возможности в действительность необходимо действие объективных законов, которые задают спектр возможных тенденций развития предмета, и формирования определенных условий для реализаций одной из возможностей.
Диалектическое понимание взаимосвязи возможности и действительности имеет большое значение для познавательной и практической деятельности человека. В познании отражается не только действительность, но и те возможности, которые в ней коренятся. Именно знание возможностей и условие их реализации придает человеческому познанию предсказательный, прогностический характер, что в свою очередь позволяет науке опережать практику и объяснять цело полагающий характер человеческой деятельности.

40. Необходимость – случайность
Исторически категории необходимости и случайности возникли как следствие размышления о человеческой судьбе, божественном провидении, свободе воли, о предопределенности или стихийности всего человеческого бытия.
Существовали разное понимание необходимости и случайности. Одни говорят “чему быть, того не миновать”, т.е. в жизни все предопределено или судьбой (античность), или богом (христианство), или всей системой взаимодействия явлений. С позиций детерминизма (Демокрит) случайность трактуется как чисто субъективное понятие, при помощи которого мы обозначаем то, причины чего пока еще не знаем. Как только мы узнаем причину явления, оно перестает быть случаяным. Однако тот случай, причина которого познана, не перестает от этого быть случаем, наличие причины необязательно связано с необходимостью.
Другие считают, что все на свете - дело случая и нужно вверить ему свою судьбу.Так возникла ложная альтернатива - или в мире господствует случайность, или  нет никакой случайности, только необходимость.
Что же такое случайность? Случайность - это такой тип связи, который обусловлен несущественными, внешними, привходящими для данного явления причинами. Случай- это субъективно неожиданное, объективно привходящее явление, то,что в данных условиях может быть, а может и не быть.
Случай может быть внешним и внутренним. Внешняя случайность находится за пределами власти данной необходимости. Она определена привходящими обстоятельствами. Человек наступил на корку и упал (падение не вытекает из логики поступков упавшего). Внутренние случайности вытекают из самой природы объекта.
Выделяются случайности субъективные, связанные с наличием у человека свободы воли, когда он совершает поступок вопреки объективной необходимости, и случайности объективные.
Итак случайное - это возможное при соответствующих условиях. Оно противостоит закономерному как необходимому при соответствующих условиях. Необходимость - это закономерный тип связи явлений, определяемый их устойчивой внутреней основой и совокупностью существующих условий их возникновения, существования и развития.
Необходимость может быть внешней и внутреней, т.е. порожденной собственной природой объекта или стечением внешних обстоятельств. Необходимость может быть динамической и статистической.
Необходимость и случайность выступают как соотносительные категории, в которых выражается философское осмысление характера взаимозависимости явлений, степени детерминированности их возникновения и существования. Необходимое прокладывает себе дорогу сквозь случайное. Случайности оказывают влияние на ход необходимого процесса. Более того, случайности в ходе развития могут превращаться в необходимость. Так закономерные признаки одного биологического вида появились как случайное отклонение от признаков другого вида.

33. Переход количественных изменений в качественные
Характеризует развитие не как чисто внешнее изменение предметов, а как изменение коренное, затрагивающее их внутренние свойства;
  Закон количественных и качественных изменений имеет категории:
  1. Качество-это совокупность свойств,указываемых на то ,что представляет собой вещь,чем она является.
  2. Количество-это совокупность свойств,характеризующих величену вещи,ее размеры.
  1. Качество-такая определенность предмета (явления,процесса),которая характеризует его как данный предмет,обладающий совокупностью присущих ему свойств и принадлежащий к класу однотипных с ним предметов. Выражает отношение к другим предметам.
  2. Количество-характеристика по степени развития или интенсивности присущих им свойств,выражаемая в величинах и числах.
  Каждая отдельная вещь обладает бессчисленным количеством свойств,единство которых означает ее качество. Качетсво не может быть сведено к совокупности предметных свойств
Мера-диалектическое единство качества и количества или такой интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета.
Скачок-переход количественных изменений в качественные или переход из одного количественного состояния в другое в результате превращения меры.
Свойство-сторона предмета, обуславливающая его различие или сходство с другими предметами и проявляющаяся во взаимодействии с ним.
   Свойства бывают специфическими и общими;
-главными и неглавными,
-необходимыми и случайными,
-существенными и несущественными,
-внешними и внутренними,
-совместимыми и несовместимыми,
-отдельными и не отдельными,
-естественными и искусственными

24. Движение и его основные формы.
В основе диалектико-материалистического понимания движения лежат следующие положения.
Движение есть неотъемлемое, необходимое и существенное свойство, способ существования материи. "Материя без движения, – писал Ф.Энгельс, – так же немыслима, как и движение без материи".
Движение определяется как любое изменение. "Движение, в применении к материи, – утверждал Ф. Энгельс, – это изменение вообще".
Движение представляет собой противоречие, а его источником взаимодействие противоположностей.
Диалектико-материалистическое учение о формах движения материи было разработано Ф. Энгельсом. Его идеи по данному вопросу отнюдь не устарели. Ф.Энгельс выделял пять основных форм движения материи.
наипростейшая форма движения – это механическая, простое перемещение.
Физическое движение - теплота, электромагнетизм, гравитация...
Химическое движение - превращение атомов и молекул, связанное с перестройкой электронных оболочек атомов (но не их ядер).
Биологическое движение - специфические для живого процессы.
Социальное движение (с которым связано и мышление).
Формы движения расположены именно в этом порядке не случайно: каждая последующая включает в себя предыдущие. В основе классификации Ф. Энгельса лежат принципы: структурности (каждая форма движения имеет специфического, главного материального носителя); развития (высшие формы движения возникают в результате развития низших); историзма (характеризует последовательность познания человеком основных форм движения: от относительно простого к более сложному). Каждая из этих форм включает в себя бесконечное множество видов движения.
Так же существует и другое деление на формы:
в неорганической природе; 2) в живой природе; 3) в об-ве. В каждой из групп имеется множество Ф(орм). Д(вижения). М(атерии)., что связано о неисчерпаемостью материи. К Ф. д. м. неорганической природы относятся: пространственное перемещение; движение элементарных частиц и полей и т.д.
Ф. Д. м. в живой природе - совокупность жизненных процессов в организмах и в надорганизменных системах: обмен веществ, процессы отражения, саморегуляции
Общественные Ф. д. м. включают в себя многообразные проявления сознательной деятельности людей, все высшие формы отражения и целенаправленного преобразования действительности.
25. Пространство и время как формы существования материи.
Пространство и время - это всеобщие формы существования материи. Нет и не может быть материи вне пространства и времени. Как и материя, пространство и время объективны, независимы от сознания. Структура и свойства движущейся материи определяют структуру и свойства пространства и времени. Пространство и время зависят не только от материи, но и друг от друга. Это обнаруживается даже при простом механическом перемещении: по положению солнца на небе можно определить время, а для определения координат космического корабля нужно задать время. Более глубоко связь пространства и времени раскрыла теория относительности. Она ввела единое понятие четырехмерного пространства и времени. Так данные современного естествознания подтверждают единство материи, движения, пространства и времени. Пространство - есть форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, сосуществование и взаимодействие материальных тел во всех системах. Время - форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний всех материальных систем.
Время и пространство обладают общими свойствами. К ним относятся: - объективность и независимость от сознания человека; - их абсолютность как атрибутов материи; - неразрывная связь друг с другом и движением; - единство прерывного и непрерывного в их структуре; - зависимость от процессов развития и структурных изменений в материальных системах; - количественная и качественная бесконечность.
Наряду с общими характеристиками пространства и времени, им свойственны некоторые особенности, которые характеризуют их как различные атрибуты материи, хотя и тесно связанные между собой.
Так, к всеобщим свойствам пространства относятся: - протяженность, т.е. взаимное расположение и существование различных тел, возможность увеличения или уменьшения какого-либо элемента; - связность и непрерывность, которая проявляется физическим воздействием через поля различного характера перемещения тел; - относительная прерывность, т.е. раздельное существование материальных тел, каждому из которых присущи свои границы и размеры.
К всеобщим свойствам времени относятся объективность, неразрывная связь с атрибутами материи (пространством, движением и др.), длительность (выражающая последовательность существования и смены состояний тел) образовывается из возникающих друг за другом моментов времени, которые составляют весь период существования тела от его возникновения и до перехода в другие формы.
Но, не смотря на индивидуальные свойства, отличающие друг от друга пространство и время, в мире нет материи, которая бы не обладала пространственно-временными свойствами, так же, как время и пространство не существуют сами по себе, вне материи или независимо от нее.

21 Становление проблемы  бытия
Один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия, называется онтологией, а сама проблема бытия — одна из главных в философии. Становление философии начиналось именно с изучения проблемы бытия. Древнеиндийская, древнекитайская, ан¬тичная философия в первую очередь заинтересовалась онтологией, пыталась понять сущность бытия, а уж потом философия расширила свой предмет и включила в себя гносеологию (учение о познании), логику, иные философские проблемы. Исходным понятием, на базе которого строится философская кар¬тина мира, является категория «бытия». Бытие — самое широкое и са¬мое абстрактное понятие. Бытие — означает наличествовать, сущест¬вовать. Бытие — это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, ко¬торая включает в себя все сущее. Основными формами бытия являются: материальное бытие — существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира; идеальное бытие — существование идеального как самостоятель¬ной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия; человеческое бытие — существование человека как единства ма¬териального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире; социальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества. Среди бытия также выделяются: ноуменальное бытие (от слов «ноумен» — вещь сама по себе) — бытие, которое реально существует независимо от сознания того, кто наблюдает его со стороны; феноменальное бытие (от слова «феномен» — явление, данное в опыте) — кажущееся бытие, то есть бытие, каким его видит по¬ знающий субъект.

22. Формы бытия
БЫТИЕ -  философское  понятие,  обозначающее  существующий  независимо  от сознания объективный мир, материю.
Учение о б. - онтология - одна из центр. проблем ф. В самом широком смысле слова Б. есть всеохватывающая реальность,
предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Категория Б. - одна из
самых древних философских категорий.  Все  учения  античности  содержали  ее  в
качестве центральной. Антитезой Б., или нечто, явл. ничто.
Важнейший признак бытия - его материальность, что доказывается всем развитием науки, практики людей. Это означает, что бытие не просто существует вне нашего сознания. Будучи материальным, оно вечно и первично по отношению к сознанию, определяет его развитие, сознание же вторично, является отражением бытия. Поэтому понятия бытия и материи часто употребляются в одном и том же смысле, как синонимы. Вместе с тем важно подчеркнуть, что именно материя обуславливает объективную реальность окружающего нас мира, порождает в своем постоянном движении, развитии бесконечное многообразие форм бытия - конкретных предметов, процессов и явлений.
«Чистого» бытия, т.е. бытия, существующего до материи и вне ее, нет. Попытки отрыва бытия от материи неизбежно приводят к идеализму, когда на место реальной, материальной основы мира ставится духовная, идеальная. В применении к развитию общества понятие бытия вообще выступает как понятие общественного бытия, первичного по отношению к общественному сознанию и определяющего его содержание (Общественное бытие и общественное сознание).
осн. формы Б.: 1) б. вещей (тел), процессов, кот. в свою очередь дел. на: б. вещей, процессов, сост. природы, б. природы как целого, б. вещей и пр-сов, произвед. ч-ком; 2) б. человека, кот. делится на б. ч-ка в мире вещей и специф. чел. бытие; 3) б. духовного (идеального), кот. дел. на индив. дух. и объективиров. (внеиндивид.) духовное; 4) б. социального, кот. дел. на индив. бытие (б. отд. ч-ка в о-ве и пр-се истории) и б. о-ва. Возникновение той или иной формы Б. есть результат перехода от одной формы Б. в другую. Какие бы формы Б. мы не рассматривали все они имеют своим предельным основанием, своей субстанцией материю. Доп. по 1 виду б.: все вещи, пр-сы, состояния, целостность б. природы сущ. до, вне и независимо от созн. ч-ка - в этом ее отличие. Первая природа - реальность особого типа, объ. и первичная. Для прир. существовать не означает восприниматься ч-ком, а ч-к с его сознанием только одно из поздних звеньев в цепи единого бытия.

23. Материя
Категория "материя". Основные формы существования материи.
Из всех форм бытия наиболее распространенной является мате¬риальное бытие. Стремясь постичь природу объективной реальности, которую в философии принято обозначать с помощью категории «ма¬терия», люди уже в древности стали задумываться над тем, из чего состоит окружающий мир, есть ли какой-то «первокирпичик», «пер¬вооснова» в строении материального мира. Поиск основы объектив¬ной реальности в философии называют проблемой субстанции. Были в древности разные гипотезы: вода — основа всех вещей (греческий философ Фалес); огонь — основа всего сущего (Гераклит); в основе мира лежит не какое-то конкретное вещество, а бесконечная неопределенная субстанция «апейрон» (греческий фило¬соф Анаксимандр); в основе мира лежит неделимая субстанция— атомы (Демокрит, Эпикур); первооснова мира — это Бог, Божественная мысль, Слово, Логос (Платон, религиозные философы). Материя как объективная реальность способна воздействовать на наши ощущения, что создает основу для того, чтобы наше сознание могло воспринимать окружающий мир, то есть познавать эту объективную реальность. Материя — это нечто, что по своим качествам противоположно тому, что принято называть «соз¬нанием», или субъективной реальностью. В философии существует несколько подходов к понятию (катего¬рии) «материя»: материалистический подход, согласно которому материя есть ос¬нова бытия, а все иные бытийные формы — дух, человек, общество — порождение материи; по утверждению материали¬стов, материя первична и представляет собой наличное бытие;
объективно-идеалистический подход — материя объективно суще¬ствует как порождение (объективизация) независимо от всего су¬щего первичного идеального (абсолютного) духа; субъективно-идеалистический подход — материи как самостоя¬тельной реальности не существует вообще,, она лишь продукт (феномен — кажущееся явление, «галлюцинация») субъективно¬го (существующего только в виде сознания человека) духа; позитивистский — понятие «материя» ложно, поскольку его нельзя доказать и полностью изучить при помощи опытного научного ис¬следования. Элементами структуры материи являются: неживая природа, жи¬вая природа, социум (общество).

1. Мировоззрение
Мировоззрение – система взглядов, оценок, норм и установок, сформированная на основе обобщенных знаний о мире, о человеке как целостности, которое формирует видение, понимание человеком мира и себя самого, своего места в мире, отношения к нем и к самому себе, своих намерений и путей их реализации и выступает в качестве ориентира и регулятора его поступков и действий, а также осн-ные на убеждения, чувства, идеалы, к-рые опред. жизн. позицию ч-ка, принципы повед. и ценностн. ориентации. Взгляды - опред. совок. знаний, выраж-х в представл. и понятиях: они сост. основу мир-я. Эти общ. полож. и принципы превр. в убеждения - особ. сост. знаний, хар-ся тверд. увер-стью. Знания, ставшие убежд-ми - основа м-я.
Мир-е содерж. оценку явл-й дейст-сти, опр. жизн. поз. ч-ка. М. вкл. настроения, чувства, переж., сост. эмоц.-псих. основу. Идеалы - компонент м-я, духовн. ориентир, придает осмысл. и целеустр. чел-ской деят-сти.
2 стороны м-я: эмоц.-псих./рац.
Сущ. м. ч-ка/о-ва. Личн. м. - зав. от хар-ра, соц. гр. В о-ве формир. общечел. ценности - единые для всех людей идеи гуманизма, нравств. принц., эстетич. и др. критерии. Т.О. можно гов. о мировоззр. всего о-ва на опр. этапе истор. р-я.
Основные вопросы мз: что предст. собой окр. мир, по каким законам он развивается; и каково место и предназн. ч-ка в нем? ? В чем смысл жизни, ее цель?  что такое добро и зло. Что лежит в основе всего существ-го: матер./дух.? Подчинен ли мир к-л законам? Может ли ч-к познать окр. мир, что предст. собой это познание. Такие вопр. наз. мировоззренч.
Философское мировоззрение - это теоретический взгляд на мир с позиций активного существа, осознающего как самого себя, так и то, с чем ему приходится взаимодействовать. Это совокупность фундаментальных идей о человеке, мире и об отношении человека к миру. Эти идеи позволяют людям сознательно ориентироваться в мире и обществе, а также мотивировать свои поступки. Их специфика - в том, что  они позволяют предельно широко, в рамках определенной цивилизации, воспринимать происходящие события и при этом руководствоваться в своих действиях краеугольными для данной цивилизации ценностями.
Субъект М. - личность, соц. группа и общество в целом

2. Мифология как форма предфилософского знания.
Мировоззрение — целостный взгляд на мир и место человека в нем. В истории человечества выделяются три основные формы ми¬ровоззрения: мифология, религия, философия.
Мифология — форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности.
Как правило, мифы пытаются дать ответ на следующие основные вопросы: происхождение Вселенной, Земли и человека, объяснение природных явлений, жизнь, судьба, смерть человека, деятельность че¬ловека и его достижения, вопросы чести, долга, этики и нравствен¬ности.
Чертами мифа являются: очеловечивание природы, наличие фан¬тастических богов, их общение, взаимодействие с человеком, отсут¬ствие абстрактных размышлений (рефлексии), практическая направ¬ленность мифа на решение конкретных жизненных задач (хозяйство, защита от стихии и т. д.), однообразие и поверхность мифологиче¬ских сюжетов

4. Философское мировоззрение
Человек всегда задумывался над тем каково его место в мире, зачем он живет,чем, смысл его жизни, почему существует жизнь и смерть etc.  Каждая  эпоха и  каждая общественная группа или класс имеют какое-либо представление  о  решениии  этих вопросов. Сумма всех таких решений  и  ответов  образуют  М.,  к-ая  вырыжается посредством  категорий.  Оно  играет  особую,  очень  важную   роль   во   всей деятельности людей или как говорят обладает  особой  методологической  ф-ей  от греч. methods-способ,путь logos-учение.В центре ф-их проблем стоят вопросы о М. Одной из основных ф-ий Ф.  является  обоснование  оправдание  и  анализ  М.  Ф. теоритическое ядро М.
Мировоззрение – система взглядов, оценок, норм и установок, сформированная на основе обобщенных знаний о мире, о человеке как целостности, которое формирует видение, понимание человеком мира и себя самого, своего места в мире, отношения к нем и к самому себе, своих намерений и путей их реализации и выступает в качестве ориентира и регулятора его поступков и действий, а также осн-ные на убеждения, чувства, идеалы, к-рые опред. жизн. позицию ч-ка, принципы повед. и ценностн. ориентации.
Философское мировоззрение - это теоретический взгляд на мир с позиций активного существа, осознающего как самого себя, так и то, с чем ему приходится взаимодействовать. Это совокупность фундаментальных идей о человеке, мире и об отношении человека к миру. Эти идеи позволяют людям сознательно ориентироваться в мире и обществе, а также мотивировать свои поступки. Их специфика - в том, что  они позволяют предельно широко, в рамках определенной цивилизации, воспринимать происходящие события и при этом руководствоваться в своих действиях краеугольными для данной цивилизации ценностями.
Философия разрабатывается отдельными людьми, но не является их произволом и капризом. «Что касается отдельных людей, то уж, конечно, - отмечает Гегель, - каждый из них сын своего времени; и философия есть также время, постигнутое в мысли».
Философский анализ. Непосредственным предметом анализа в философии служит система категорий, в которых отражены общие стороны действительности. Суждения, идеи, понятия можно анализировать диалектично. Спорить это искусство. Раньше думали, что не должно быть противоречий. Гегель же считает это необходимой стадией интеллектуального развития. Рассудочная стадия переходит в разумную стадию. На разумной стадии важна диалектическая логика. Принцип восхождения от абстрактного к конкретному.

5. Научное мировоззрение
Основной формами научного познания являются: 1) Проблема - научный  вопрос. Вопрос как форма познания возникает вместе с человеческим сознанием. Вопрос как самостоятельная форма мысли, представляющая собой вопросительное суждение, возникает на уровне логического познания. Предмет проблем - вопрос о сложных свойствах, явлениях, законах действительности для познания которых необходимы специальные научные средства познания. Проблема может состоять из множества более частных, составляющих ее проблем. Проблема определенным образом ставится или формируется наукой.  В структуре проблемы можно выделить 2 основные компоненты: а) Предварительное, частичное знание о предмете. б) Более/менее определенное наукой незнание. Таким образом проблема - противоречивое единство знания и незнания (знание и знание о незнании). Проблема - не знание, она содержит элементы положительного знания о предмете и знание о незнании, которое тоже своеобразное знание, существенный намек на будущее решение проблемы. Поэтому правильно сформулированная проблема содержит частичное решение. Различают конструктивные и реконструктивные проблемы, они могут конструироваться до появления разрешающей их теории, или реконструироваться (формулироваться) на основе готовой теории с позиции которой становится ясно, какие в действительности она решила. Научная проблема формулируется на базе достаточно основательных предварительных исследований. Псевдопроблемы, связаны с заблуждением, суевериями (алхимия). 2) Гипотеза - предполагает решение проблемы. Гипотеза означает попытку выхода за пределы известного и устоявшегося, выдвижение необычных, даже невероятных с прежних позиций решений. Одно из важнейших свойств гипотезы - ее множественность (любая проблема науки вызывает появление целого ряда гипотез). В качестве гипотезы выступают не только отдельные предположения, но и целые концепции и теории, имеющие более или менее развернутый характер. 3) Теория имеет 2 основных значения: - высшая форма научного познания; - система понятий, описывающих и объясняющих какую либо область действительности. Теория выступает в различных формах: “типическая” - включает свои теоретические обоснования (принципы, основные идеи), логику, структуру, методы и методику, эмпирическую базу. Части типической формы - объяснительные и описательные части. Описание - характера существенных черт, форм, структуры. Объяснение отвечает на вопрос почему действительность такова, какова она есть объяснение дает понимание действительности, которое возникает только тогда, когда явление выведено из фактов, его порождающих. Различают ряд типов объяснения: - на основе  закона (законы, как стороны сущности, порождают и определяют явления и служат основой для их понимания и объяснения); - причинное (выяснение факторов, порождающих явление); - генетическое (исследование процесса возникновения явления, которое дает понять важнейшие черты этого явления). Непосредственный источники научного познания - факты. Факт - зафиксированное нашим сознанием реальное событие или явление. Факт - самостоятельное реальное событие. Важнейшее свойство фактов - их принудительная сила: факты принуждают делать определенные теоретические заключения, независимо от того, соответствуют ли они принятым представлениям, привычкам. Факты обладают принудительной силой только при условии объективно-реального подхода к действительности. Методы научного познания - способы познания, подходы к действительности.  наиболее общий метод, разрабатываемый философией;  общенаучные методы - научно осмысленные и разработанные логические формы и процессы обобщения и абстрагирования, анализа и синтеза , индукции и дедукции - методы идеализации, формализации, математизации, моделирования;  частные методы отдельных наук.


Вы здесь » Clan Phoenix » Творчество » МК1 Философия