8. Предмет, функции и социальная роль философии
Фил. - это такая область дух. деятельности, кот. основывается на особом фил. типе мышления, лежащем в основе ф. познания, и на самостоятельности предмета ф. Предмет у ф. есть, и принципиальная невозможность указанной его локализации составл. его специф. особенность.
Это та область дух. деятельности чел., в основании кот. лежит рефлексия над самой деятельностью и, следовательно, над ее смыслом, целью и формами и в конечном счете над выяснением сущности самого чел. как субъекта культуры, то есть сущностных отношений чел. к миру.
Ф. возникла с перенесением основного внимания на человека в его отношении к миру, т.е. на чел., познающего, преобраз. и творящего мир. С течением истории конкретное наполнение этой общей специфики ф. предмета неоднократно обновлялось, наполнялось новыми смысловыми нюансами, но всегда в основе ф. знания лежала установка на выяснение связи между чел. и миром, т.е. на выяснение внутренних целей, причин и способов познания и преобразования мира человеком.
Ф. - это т.о. не просто н. дисциплина, а еще и специф. тип мышления и даже своего рода ф. эмоциональный настрой, система мировоззр. чувств.
Философия — форма духовной деятельности, направленная на по¬становку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на место чело¬века в нем. В настоящее время философия представляет собой и науку о все¬общих законах развития природы, общества, мышления, познания и особую форму общественного сознания, теоретическую основу ми¬ровоззрения, систему философских дисциплин, способствующих фор¬мированию духовного мира человека. Предметом философии называется круг вопросов, которые изуча¬ет философия. Общую структуру предмета философии, философско¬го знания составляют четыре основных раздела: онтология (учение о бытии); гносеология (учение о познании); человек; общество
13. Философия Средневековья
Средневековая европейская христианская философия - занимает большой период времени - с 1 до 15 в. Главная особенность этого этапа развития философии - ее сопряженность с верованиями христианства. Философия развивается с учетом основных религиозных догм. Церковь являлась в те времена средоточием и центром духовной культуры и образования. Естественно, философия выступала как "служанка богословия", т.е. как дисциплина, отрасль знания, подводящая к более высокому и важному знанию - теологическому (богословскому). Подавляющее большинство философов того времени были представителями духовенства. Основные проблемы философии также смыкались с богословскими, как, например, "сотворен мир Богом или существует сам по себе?", "как сочетаются свобода воли человека и Божественное предопределение?" и т.д. Такое сближение философии с религией называют сакрализацией философии.Основные этапы средневековой философии - патристика и схоластика.Обычно этап патристики (от слова "патер" - "отец", имеются в виду "отцы Церкви") в истории философии определяется с 1 по 6 в. Василий Великий, Августин Блаженный, Григорий Нисский, Тертуллиан, Ориген и другие разработчики основных догматов христианской религии были одновременно и крупнейшими философами своего времени. Главные проблемы патристики: 1) проблема сущности Бога и его тройственности (тринитарная проблема); 2) отношение веры и разума, откровения христиан и мудрости язычников (греков и римлян); 3) понимание истории как движения к определенной конечной цели и определение этой цели - "Град Божий"; 4) свобода воли человека и возможность спасения его души; 5) проблема происхождения зла в мире, причины, по которым его терпит Бог, и другие проблемы.На построение основных концепций и категориального аппарата философии "отцов Церкви" определенное влияние оказало учение Платона. С 5 по 8 в. - этап так называемой поздней патристики (Иоанн Дамаскин, Максим Исповедник, Петр Ивер и другие). Этот период не принес в философию значительных новаций. Этап схоластики (9-15 вв.) продолжает проблематику патристики, являясь ее развитием. Основные догмы и положения уже разработаны, они шлифуются, уточняются, систематизируются. Сам термин "схоластика" обозначает "школьную, учебную" философию, преподававшуюся в университетах и школах. Все, кто занимался в то время науками, и особенно философией, были "схоластами", это звание было почетным, по смыслу близким понятию "ученый теоретик". Схоластическая философия в лице ее представителей (Эриугены, Бонавентуры, Альберта Великого, Фомы Аквинского, Росцеллина, Абеляра, Ансельма Кентерберийского и многих других) сохраняла интерес к поднятым патристикой философским проблемам. Отношение к понятиям, их определениям, классификациям и схемам становилось иногда чрезмерным, заслоняя суть проблемы. Тогда занятия философией сводились к выработке сети понятий, становились пустой игрой понятий - той самой "схоластикой", которую отождествляют и доныне с бессодержательностью, нежизненностью, надуманностью проблем, скрывающейся за многозначительностью и научностью терминов. Что касается христианского учения, то схоластика больше анализирует учения "отцов Церкви", чем Священное Писание. В это время влияние философии Платона падает и усиливается влияние Аристотеля с его четко выраженной философской позицией "реализма" и развитым логическим мышлением. Таким образом, средневековая философия противоречива – стремление к духовному миру человека, зовёт его к высокому. Здесь создаётся логика как наука о формах мышления. Не смотря на свою однобокость, она есть ещё одна ступенька восходящего развития общественной мысли.
11. Древнеиндийская философия
Инд. Ф-я мысль –древнейшая в мире.Осн.школы: джайнизм, буддизм, адживика. ЕЕ история начинается с Вед(“ведение,знание”), возникших, по видимому, между 1-2 тысячилетиями до н.э. .Веды состоят из 4 сборников гимнов, песнопений, магич.заклинаний, молитв и т. п(санхиты, брахманы, араняки и упанишады).Собственно полное воззрение Др.Индии наиболее полное отражение получили в Упанишадах, но первые проблески фил.подхода прослеживаются уже в сборниках ведических гимнов. По форме Упанишады обычно представляют диалог мудреца-учителя с учеником, либо с человеком ищущим истину. Среди многих вопросов о природе, человеке и познании в Упанишадах доминирует проблема первопричины, первоначала бытия, с помощью которого объясняется происхождение всех явлений природы и человека. Центральный вопрос в теории познания Упанишад-разделение знания нана 2 вида: низшее и высшее. Низшее зн-е- это зн-е эмпирической действительности, которое считается з-ем отрывочным, фрагментарным=> неистинным. Высшее зн-е –это зн-е духовного абсолюта, кот.рассматривается как восприятие бытия в его целостности и главным средством приобретением которого служит мистическая интуиция;Именно это зн-е дает власть над миром.Осн-м источником фил.мысли более позднего –эпического периода явл. Обширная эпическая поэма “Махабхарат”, кот.состоит из 18 книг, повествующих о борьбе за власть между двумя родами. Особо важную роль в становлении ф. сыграла математика(в несколько меньшей степени астрономия). Мат-ка в др.Индии , особенно такие ее разделы, как арифметика, алгебра, достигла очень больших результатов(достаточно указать на появление здесь позиционной системы счиления и введения нуля)
10. Древнекитайская философия
В Китае процесс зарождения философии наз” эпохой борющихся царств”. Первые философы бродяги критиковали мифологию. Знаменитые древнекитайские ф-фы : Конфуций и Лао-дзы.В этот период сложилисось 6 школ: конфуцианство, моизм, легизм, даосизм, инь янь, имён. Для др.Китая характерна опора на священные книги-“пятикнижие”. Уже в наиболее ранней из книг упоминается два принципа ЯНЬ и ИНЬ олицетворяют два взаимодополняющие начала(муж. и жен.). Лао-дзы учил, что каждая вещь, достигнув определенной степени развития, превращается в свою противоположность: неполное-полным, кривое–прямым). Эта смена протиположностей рассматривалась как всеобщая закономерность движения вещей, как единый поток, как вечное возникновение и исчезновение.
15. Философия Нового времени
Философия Нового времени охватывает период 16-18 вв. Это время становления и оформления естественных наук, отпочковавшихся от философии. Физика, химия, астрономия, математика, механика превращаются в самостоятельные науки. Однако остается проблемой выработка общенаучных методов познания, возникает необходимость обобщения и систематизации данных естественных наук. Отсюда возникают новые задачи и приоритеты в философии Нового времени. В центре внимания новой философии - теория познания, отработка методов истинного знания для всех наук. Если специальные "частные" науки открывают законы природы, то философия призвана обнаружить законы мышления, действующие во всех областях знания. Возникает идея "чистого разума", т.е. свободного от "идолов", который проникает в сущность явлений. Активно ищут истинный, главный метод познания, который приведет к истине вечной, полной, абсолютной, признанной всеми людьми. Основой нового метода считают чувственный опыт, выдвигая идею сверхзначимости эмпирического индуктивного знания, или интеллект, дающий логическое, дедуктивно-математическое знание, не сводящееся к человеческому опыту.В философии Нового времени появляется ряд специфических проблем и установок:
- полная секуляризация науки. Синтез науки с религией, веры с разумом - невозможен. Никакие авторитеты не признаются, кроме авторитета самого разума (Т. Гоббс);
- выдвижение науки в ранг важнейшего занятия человечества. Именно она способна обогатить человечество, избавить его от бед и страданий, поднять общество на новый этап развития, обеспечить общественный прогресс (Ф. Бэкон);
- развитие наук и конечное подчинение человеком природы возможно тогда, когда будет сформирован главный метод мышления, метод "чистого" разума, способный действовать во всех науках. (Р. Декарт). Теория познания становится центром философии Нового времени.
Проблема научного метода и шире - проблемы познания - всегда находились в центре внимания философии Нового времени. Нельзя познавать Бога, природу, человека, общество, не выяснив прежде, каковы законы познающего Разума. В отличие от других наук философия должна изучать именно мышление человека и его законы. Она должна найти такой метод, который применим ко всем наукам. Мыслители XVII-XVIII вв. неоднократно фиксировали внимание на том, что знаний (теорий, гипотез, осмысленных фактов в науке) много, а метод, которым можно получить и проверить истинность знания, не разработан. Надо найти истинный метод науки, найти те первопринципы Ума, с которых начинается построение истинной философии, а затем и всех других наук. При поисках нового "суперметода" и произошло разделение философов на сторонников эмпиризма ("эмпирио" - опыт) и рационализма ("рацио" - ум). Эмпирики (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк и др.) считали, что единственный источник знания - это опыт, который связан с чувственностью, ощущениями, восприятиями, представлениями. Рационалисты (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц и др.) считали, что опыт, основанный на ощущениях человека, не может быть основой общенаучного метода. Восприятия и ощущения иллюзорны. Развитие астрономии, механики, математики дало блестящую плеяду ученых – Браге, Галилей, Гюйгенс, Коперник, Кеплер и др. Экспериментальные науки требовали теоретического осмысления, отхода от схоластических догм и примитивного эмпиризма. Нужна была новая философия – учение о могуществе разума и безграничных возможностях научного исследования.
14. Философия Возрождения
Философия Ренессанса (Возрождения) в Европе (прежде всего в Италии) занимает период с 14 по 16 в. Само название эпохи говорит о возрождении интереса к античной философии и культуре, в которых начинают видеть образец для современности. Идеалом знания становится не религиозное, а светское знание. Наряду с авторитетом Священного Писания признается авторитет античной мудрости. Вместе с тем происходит возрождение "истинной" христианской духовности, переосмысливается христианская традиция, появляются ревнители христианства, такие как монах Джироламо Савонарола во Флоренции (1452-1498), резко протестующие против роскоши папства, извращения учения Христа клиром, зовущие к возрождению первоначального "апостольского" христианства. Поэтому связывать эпоху Возрождения только с античным наследием неверно. Духовного и христианского в нем тоже было много. Главная особенность философии Ренессанса - антропоцентризм. Теперь не Бог, а человек поставлен в центр исследований. Место человека в мире, его свобода, его судьба волнуют таких мыслителей, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Эразм Роттердамский, Никколо Макиавелли, Томас Мор, Мишель де Монтень и др. (15-16 вв.) Возникла новая система ценностей, где на первом месте стоят человек и природа, а затем религия с ее проблемами. Человек - природное существо. Отсюда другая особенность ренессансной культуры и философии - "секуляризация" - освобождение от церковного влияния. Постепенно и проблемы государства, морали, науки перестают рассматриваться всецело сквозь призму теологии. Эти области бытия обретают самостоятельное существование, законы которого могут изучаться светскими науками. Сказанное вовсе не означает, что религиозные проблемы, касающиеся бытия Бога, добра и зла, спасения души, забыты. Просто они не находятся более в центре внимания философии. Это время становления опытных наук, которые постепенно выдвигаются в ранг важнейших наук, дающих истинное знание о природе (Коперник, Кеплер, Галилей, Бруно и др.). Итак, эпоха Возрождения занимает значительное место в истории философской мысли. Проблемы гуманизма, реформации, натурфилософии и социально-политические учения – изменили взгляды людей на мир и положение в нём человека. Это было как бы второе рождение античной философии – та же тема человека, стихийный материализм, но на новой культурно-исторической почве. Потребность общественной практики приводит к развитию не только гуманитарных наук, но и опытного естествознания, что явилось переходным этапом философии Нового времени.
12. Античная философия, общая характеристика, основные этапы и направления развития.
Античная философия - философия древних греков и древних римлян, охватывающая период с 6 в. до н. э. до 6 в. н. э. Она внесла исключительный вклад в развитие мировой цивилизации, в ней заключено начало западной философии, почти всех ее последующих школ, идей и представлений, категорий, проблем. Этапы античной философии. Традиционно выделяют: раннюю классику (натуралисты, досократики - Зенон, Парменид, Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор, Ксенофан, Демокрит и др.; главные проблемы - "Физис" и "Космос", его строение); среднюю классику (Сократ и его школа; софисты: Горгий, Гиппий, Антифонт, Антисфен и др.; главная проблема - сущность человека); высокую классику (Платон, Аристотель и их школы; главная проблема - синтез философского знания, его проблем и методов и др.); эллинизм (Эпикур, Пиррон, стоики раннего периода - Панэций, Посидоний, поздние римские стоики или неостоицизм: Сенека, Эпиктет, Аврелий и др.; главные проблемы - мораль и свобода человека, проблема познания и т.д.). К ним прибавляются вопросы структуры космоса, судьбы космоса и человека, отношение Бога и человека 1. Проблемы начала всех вещей, бытия, небытия, материи и ее форм.
2. Проблемы человека, его познания, его отношение с другими людьми
3. Проблемы воли и свободы человека, достижения счастья. Выдвигались идеи
4. Проблемы отношения человека и Бога, божественной воли, строения Богом Космоса.
5. Проблемы синтеза чувственного и сверхчувственного; идея синтетических формулировок основных философских проблем, построения метафизических систем, признававших два мира - мир идей и текучий, подвижный мир вещей. Проблема поиска рационального метода познания этих миров
Итак, говоря об античной философии, мы можем сказать, что здесь закладывались основы основных видов философских мировоззрений, которые разрабатывались в последующей истории философской культуры.
16. Марксистская философия
Карл Маркс (1818-1883) - один из величайших экономистов и социологов 19 в. В области философии Маркс считал себя учеником Гегеля. Его философия стала значительным шагом в развитии европейской мысли. В ряде своих работ ("Тезисы о Фейербахе", "Немецкая идеология", "Капитал" и др.) Маркс формулирует свой метод философии как диалектико-материалистический. Он говорил о том, что диалектика должна помочь объяснить реальный мир из него самого, а не из абстрактно выведенных понятий духа. Главное - не объяснить мир, а изменить его. Философия же есть духовное оружие такого изменения. Наиболее интересны философские взгляды Маркса на общество. Он развивает материалистическое понимание истории, где применяет метод диалектического материализма. В общественном производстве люди независимо от своей воли, с необходимостью вступают в производственные отношения, которые образуют "базис" общества. В их основе лежит отношение к собственности на средства производства. Базисные отношения влияют на "надстройку", которая состоит из политических, правовых, религиозных, моральных и др. отношений людей. Маркс считал, что духовные отношения зависят от материальных, а не наоборот. В целом не сознание определяет бытие, а общественное бытие определяет сознание.
В естественнонаучном обосновании фил-я марксизма серьезное значение имело диалектико-материалистическое осмысление природы, в котором существенную роль сыграли естественнонаучные открытия - открытие з-на сохранения и превращения энергии, создание эволюционного учения. В з-не сохранения и превращения энергии основоположники марксизма увидели подтверждение принципов материального единства мира. В учении о клеточном строении живых организмов они усматривали док-во внутреннего единства растит и животного мира. Теоретическ. источники явились нем. классическ. философы, английские классич. политэкономы, французские утопические социалисты. Диалектика Гегеля - источник формирования материальной диалектики. Смит и Рикардо способствовали созданию исторически материализму. Маркс и Энг. связали в единый узел теорию и рев. практику. Марксизм говорит, что бытие людей определяет их сознание. Фил. марксизма как цельное учение формировалось в органическом единстве всех его составных частей. Она выступает как научный метод познания и преобразования мира. Суть философии составляют исследования классических философских, концентрирующихся вокруг отношений людей между собой и природы ч-ка.
В эволюции марксисткой ф-ии выделяют 2 этапа: 1. Ранний, для которого хар-ны попытки разработки целостного мировоззрения преимущественно средствами философского анализа ("Экономико-философские рукописи"). 2. Поздний, на котором вместо прежней абстрактной конструкции ч-ка и его сущностных сил сложилась конкретная, основанная на изучении экономической и социальной стр-ры об-ва научно-философская теория, в которой было обрисовано новое миросозерцание, последовательный материализм, охватывающий и область социальной жизни, диалектика как наиболее всестороннее и глубокое учение о развитии, теория классовой борьбы и всемирно исторической роли пролетариата.
17. Зарождение философии в Украине
В целом философская и социологическая мысль народа Украины своим источником имеет духовную культуру Киевской Руси, ставшей колыбелью восточнославянских народов; отсчёт времён своего существования они ведут от Киевской Руси.
В отечественной философской мысли материализм, и идеализм выражают единство противоположностей; в ней они не столько противостоят, сколько взаимно дополняют друг друга. Основным идейно-теоретическим фактором становления древнерусской философской мысли явилось христианство. Вместе с тем языческое наследие лежало в основе мировоззрения широких народных масс, своеобразной народной философии. Если же брать культуру Киевской Руси и всего Древнерусского общества в целом, то в ней языческие элементы играли большую роль и после принятия Русью христианства в 10 веке. Характерной чертой периода возникновения философии в Киевской Руси является то, что это было время феодальной раздробленности. И это отрицательно сказалось на формировании украинской народности. Но, не смотря на это, предметом философских воззрений становятся воззрения о мироздании, о человеке, о его месте в природе и обществе.
Первым отечественным философом многие исследователи считают митрополита Киевского Иллариона (11 век), автора знаменитого «Слова о законе и благодати»; здесь наряду с чисто богословскими идеями, содержались и собственно философские идеи.
В 12-14 веках появляются переработанные и дополненные византийские философские труды, в которых также ставятся вопросы о происхождении человека, о его духовном развитии и поведении в обществе, о его жизни, смерти и бессмертии. В «Поучении Владимира Мономаха» доказывалось, что человеку надо уповать на Бога и не завидовать творящим беззаконие, ибо рано или поздно беззаконники будут покараны Богом. Нравственное содержание этого произведения призывало избегать зла, лжи лени, пьянства и других пороков. Оно убеждало творить добро, иметь чистую и непорочную душу, воздержанный язык, смиренный ум, подавлять гнев, укрощать гордость, помогать слабым и пр. «Поучение Вл. Мономаха» отрицательно относилось к затворничеству, монашеству, самоистязаниям. Оно призывало беспрестанно трудиться, совершенствовать знания.
Для 13-14 веков характерным является распространение патристики, которая в своих сочинениях развивала философские идеи понимания Бога, мира и человека.
14-16 века примечательны распространением ересей, отражающих протест народных масс Украины против социального и национального гнёта. В борьбе против ересей сформировалась схоластическая философия. Противодействием ей стали гуманистические идеи, суть которых сводилась к элементам просвещения. Так, С. Ориховский отмечал, что как плодородное поле без должной обработки может оказаться бесплодным, так человек, даже самый толковый, ничего не осуществит без настойчивого овладения знаниями и, в первую очередь философскими.
18. Роль Киево-Могилянской академии в развитии философской мысли в Украине.
Она есть центр философской мысли 17-18 в.в. Главная проблема – проблема мира и человека. Одним из первых учителей был Иосиф Канонович-Горбацкий. Основные проблемы: 1) проблема субстанции – Бог единая субстанция и творец мира; 2) существует двойственная истина – теология – учение о боге и философия – изучение реального мира. Он стоит на позициях сенсуализма, разум создает лишь понятие. Знания необходимы для удовлетворения духовных и материальных потребностей; 3) проблема гуманизма: ничего нет выше на Земле, чем человек и ничего выше в человеке, чем его разум.
Иннокентий Гизель (1600-1683 г.г.) стоит на позициях деизма. Бог создал материю, из нее состоят все вещи, наделённые способностью существовать. Но в мире есть естественные причины, законы, и наука должна изучить их. Идеи гражданского гуманизма: человек должен слушать свой разум и следовать за ним. Мир у него един и состоит из однородных тел, в основе которых лежит несотворимая и неуничтожимая материя, количество ее одинаковое, но в разных телах она распределена по-разному. Движение – это изменение в вещах и перемещение в пространстве. Теория познания исходит из того, что вещи существуют объективно, действуют на наши органы чувств и дают нам знания. Процесс познания выражается в создании чувственных образов, они остаются в чувствах как знаки, образы и не могут самостоятельно существенно отличаться от объекта, есть лишь отображение чувственных объектов. Но на этом процесс познания не заканчивается. Высшая форма познания – в рациональном познании, которое дает абстрактное знание. Такое понимание теории познания оказало влияние и на понимание Гизелем морали. Если нормы морали противоречат разуму, то человек их должен отбросить, а не слепо следовать им. В книге «Мир с Богом человека» критикует чиновников, духовенство, государственных деятелей за то, что они взимают огромные налоги для собственного обогащения, вредят торговле, воруют общественное богатство, нарушают человеческие свободы. Но он оправдывает тех людей, которые перед угрозой смерти, голода вынуждены идти на воровство
19. Философия Г.С. Сковороды
Сущность счастья человека, смысла человеческого бытия в реальной земной жизни, разработка общефилософской концепции мира и человека – главная тема философии Г. Сковороды (1722 – 1794 г.г.) - украинского Сократа.
1) Стоит на позициях пантеизма. Бога, как духовной субстанции, стоящей над миром и человеком, нет. Он есть истинная природа в природе, живое в живом, человеком в человеке, законом, гласом сущего.
2) Мир вечен, как тень вечной духовной субстанции. Материальный мир вечен, безграничен и не сотворен.
3) Все в мире соткано из противоположностей: единство материального и духовного, конечного и бесконечного, единого и общего. Это противоречивое единство он пытается осмыслить через соотношения сущности и видимости, а в этическом плане – через понятия добра и зла.
4) Разрабатывает концепцию трех миров: 1) макрокосмос – безграничный мир, состоящий из малых миров; 2) микрокосмом - человеческий мир и сам человек; 3) символический мир библии. Каждый из этих миров имеет свою внутреннюю и внешнюю (материальную) природу. Действительным Богом является внутреннее духовное, поэтому истинно человеческое определяется не телесной организацией, а духом, волей, миром внутренних убеждений, которые выступают Богом в человеке. В символическом мире библии он ищет духовные ценности человека, идеал человеческих отношений без пагубного влияния плоти. Макрокосмос и микрокосмос состоят из двух натур: видимой – «тварь» сотворенный мир и невидимой – Бог. Главная проблема человеческого существования – обнаружить невидимую натуру через видимую. Она решается в подвиге самопознания, в обнаружении внутреннего «сердечного» человека (философия сердца).
5) Под влиянием философии Аристотеля считает, что мир состоит из материи и формы. Материя вечна, не имеет границ, бесконечна в пространстве и во времени. Бог выступает как умозрительная форма, которая по законам устраивает материю, создает ее в многообразных видах.
6) Теория познания: а) стремится осмыслить познавательные способности человека, восхищается силой человеческого разума. Но все знания имеют опытную природу. «Опыт есть отец искусству, видению и привычке, из опыта родятся все науки, книги и хитрости».
7) Ставит проблему единства духовного и физического в человеке, только достигнув этого единства, человек может быть счастлив. Только через духовное устремление духовного человека можно прийти к счастью, к идеалу совершенного человеческого общества.
8) Глубокое уважение к человеку-труженику, ненависть ко всем формам насилия (политика и духовность).
25. Время и пространство
Время и пространство - осн. формы существования материи. Философию прежде всего интересует вопрос об отношении в. и п. к материи, т. е. являются ли В. и п. реальными или это чистые абстракции, существующие только в сознании. Философы-идеалисты отрицают зависимость в. и п. от материи и рассматривают их то как формы индивидуального сознания (Беркли, Юм, Мах), то как априорные формы чувственного созерцания (Кант), то как категории абсолютного духа (Гегель). Материализм подчеркивает объективный характер в. и п., В том, что в. и п. неотделимы от материи, проявляется их универсальность и всеобщность. П. выражает порядок расположения одновременно сосуществующих объектов, в. же - последовательность существования сменяющих друг друга явлений. В. необратимо, т. е. всякий материальный процесс развивается в одном направлении - от прошлого к будущему. Диалектический материализм признает не просто внешнюю связь в. и п. с движущейся материей, а считает, что движение является сущностью в.и п. и что, следовательно, материя, движение, В. и п. неотделимы друг от друга. Эта идея получила подтверждение в совр. физике. Естествознание 18 -19 в., говоря об объективности в., и п., рассматривало их, вслед за Ньютоном, в отрыве друг от друга и как нечто самостоятельное, существующее совершенно независимо от материи и движения, В соответствии с атомистическими взглядами древн. натурфилософов (Демокрит, Эпикур) естествоиспытатели вплоть до 20 в. отождествляли п. о пустотой, считали его абсолютным, всегда и повсюду одинаковым и неподвижным, а в. - протекающим равномерно. Совр. физика отбросила старые представления о п. как пустом вместилище тел и о в. как едином для всей бесконечной вселенной. Гл. вывод теории относительности Эйнштейна состоит как раз в установлении того, что в. и п. существуют не сами по себе, в отрыве от материи, а находятся в таком универсальной взаимосвязи, в к-рой они теряют самостоятельность и выступают как стороны единого и многообразного целого. Общая теория относительности доказала, что течение времени и протяженность тел зависят от скорости движения этих тел и что структура или свойства четырехмерного континуума (пространство-время) изменяются в зависимости от скопления масс вещества и порождаемого ими поля тяготения. В создании совр, теории в. и п. большую роль сыграли идеи Лобачевского, Б. Римана, К. Ф. Гаусса. Открытие неевклидовой геометрии опровергло кантовское учение о в. и п. как внеопытных формах чувственного восприятия, Исследования Бутлерова, Е. С. Федорова и их последователей обнаружили зависимость пространственных свойств от физической природы материальных тел, обусловленность физико-химических свойств материи простраиственным расположением атомов. Факт изменчивости наших представлений о в. и п. используется идеализмом для отрицания их объективной реальности. Согласно диалектическому материализму, человеческое познание в своем развитии дает все более глубокое и правильное представление об объективно-реальном в. и п.
29. Понятие, исторические формы, виды диалектики 30,31?
ДИАЛЕКТИКА - учение о наиболее закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления. Слово "ДИАЛЕКТИКА"
впервые применил Сократ, обозначивший им искусство вести умелый спор, диалог (греч. dialegomai - беседую ). Противоборство мыслей, отбрасывание ложных путей,
постепенное приближение к правильному знанию - это и есть диалектика. Она там, где столкновение противоположностей , борьба идей; перенесенная в последствии в объективный мир, она стала означать наличие в нем противоречий, их выявление и разрешение, борение, развитие, движение вперед. Виды диал: объективную д. составляют всеобщие законы, действительные во всех явлениях объективного мира; субъект. д – отражение этих законов в сознании человека. Виды д. тождественны по содержанию, различия только поформе.
Диал-ка - наука о наиб. общ. законах разв-я прир., о-ва и мышл-я.
Научному пониманию Д. предшествовала долгая история, само понятие Д. возникло в ходе переработки и даже преодоления первонач. смысла термина. Уже античн. ф. подчеркнула изменчивость всего существующего, поняла действит-сть как процесс, осветила роль, какую в этом пр-се играет переход всякого свойства в противоположное (Гераклит, отчасти милетск. мат-сты, пифагорейцы). К подобным иссл-ям еще не применялся термин Д.
Бытие заключает в себе противоречия: оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво, покоится и движется. Противоречие - необх. условие для побуждения души к размышлению. Это иск-во и является, по Платону, искусством Д. Развитие Д. продолжали неоплатоники. В философии феод. о-ва - в схоластике Д. стали называть формальн. логику, к-рая была противопоставлена риторике. В эпоху Возр. диал. идеи о совпадении противоположностей выдвиг. Ник. Кузанский и Бруно. В Нов. время Декарт и Спиноза дают образцы диал. мышления. В 18 в. во Франции богатством диал. идей выдел. Руссо и Дидро. Первый исслед. противоречия как условие истор. разв-я, второй, кроме того, противоречия в совр. ему обществ. сознании. Важнейшим до Маркса этапом в развитии Д. стал нем. классич. идеализм, к-рый в отличие от метафизич. материализма рассм. действительность не только как предмет познания, но и как предмет деят-сти. Кант указал на значение противоп. сил в физич. и космогонич. процессах. В теор. познания Кант развив. диал. идеи в учении об антиномиях. Однако Д. разума, по Канту, иллюзия, и она устраняется, как только мысль возвр. в свои пределы, огранич. познанием одних явлений. Вершиной в развитии домарксистской Д. была идеалистич. Д. Гегеля. Гегель впервые представил весь природн., историч. и духовн. мир в виде процесса, т. е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутр. связь этого движения и развития. В отл. от абстр. определений рассудка Д., по Гегелю, есть такой переход одного определения в др., в к-ром обнаруживается, что эти определения односторонни и ограниченны, т. е. содержат отрицание самих себя. Поэтому Д. есть, согласно Гегелю, движущая душа всякого научного развертывания мысли и предст. собой единств. принцип, кот. вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость.
Истинно научное понимание Д. было создано Марксом и Энгельсом.Отбросив идеалистич. содержание ф. Гегеля, они построили Д. на основе материалистич. понимания историч. процесса и развития познания, обобщения реальн. процессов, происх. в природе, о-ве и мышлении. Гл. категорией материалистич. Д. является противоречие. В учении о противоречиях она вскрывает движущую силу и источник всякого развития; в нем содержится ключ ко всем остальным категориям и принципам диал. развития: развитие путем перехода колич. изменений в качественные, перерыв постепенности, скачки, отрицание исходного момента развития и отрицание самого этого отрицания, повторение на высшей основе нек-рых сторон, черт первоначального состояния. Материалистич. Д. предст. собой ф. метод иссл-я природы и о-ва. Только с позиции Д. можно понять сложный, полный противоречий путь становления объ. истины, связь на каждой ступени развития науки элементов абс. и относительного, устойчивого и изменчивого, переходы от одних форм обобщения к др., более глубоким, мирящейся ни с каким застоем и неподвижностью, делает ее орудием практич. преобразования о-ва
34. Закон отрицания отрицания
Согласно нему развитие носит поступательный характер, идет от простого к сложному, от низшего к высшему.
Отрицание- замена одного старого предмета другим новым, означает превращение одного предмета в другой при одновременным переходе первого на положение подчиненного и преобразованого элемента в составе второго,что называется снятием.
В метафизике разругение – полное уничтожение предмета. Следовательно новое возникает совершенно на новом месте, оно не связано со старым. Новое ничего не заимствует из старого (скептическое отношение).
В материалистической диалектике отрицание рассматривается как необходимый момент развития, условие качественного изменения вещей, разрушение не является полным
Суть:
- отрицание совершается под действием внутреннего фактора, отрицание=самоотрицанию
- диал. отрицания всегда связана с положит содержанием старого, способного к развитию. Характерны внутренняя связь и преемственность между старым и новым
- диал отрицание ведет к появлению нового. Новое появляется в рез-те отрицания, через еоторое оно появляется
Диалектическое отрицание включает в себя триединный процесс:
1) деструкции (разрушения,преодоления,изживания),прежнего;
2) кумуляции (накопление,суммирование)-(частичного сохранения,препятственности,трансляции);
3) конструкции (формирования,создания нового).
Отрицание отрицания предпологает цикличность,относительную повторяемость поступаемость.
32. Закон единства и борьбы противоположностей
Раскрывает внутренние импульсы, причину развития и являющийся сутью, ядром диалектики;
Диалектическими противоположностями называются одновременно взаимо исключающие и взаимопредпологающие друг друга стороны,тенденции того или иного целостного,
изменяющегося предмета (явления,процесса).
Формула "Единства и борьбы" противоположностей выражает напряженное взаимодействие "полярных"свойств,изложений движения,развития.
"Растение,животное,каждая клетка в каждое мгновение в своей жизни тождественны с собой и тем не мение отличаются от самих себя благодаря усвоению и выделению веществ ,благодаря знанию,образованию и отмиранию клеток,благодаря происходящему процессу циркулиции-словом,благодаря сумме непрерывных молекулярных изменений которые составляют жизнь и общие итоги которых выступают воочию в виде жизненных фаз:эмбриональная жизнь,юность,половая зрелость,процесс размножения,старость,смерть"
Используя закон единства и борьбы противоположностей всеобщего вообще и любой объект в частности можно расценивать их как соединение двух гипотетических начал-му-
жского и женского.Мужчина и женщина отнюдь не демонстрируют наличие сугубых противополдожностей, напротив,человек с любой точки зрениянотомической ,психологической, философской- есть подвижный результат двух начал. Любая ориентация,стремление опредиляет мужское в мужчине,женское в женщине.
Отсюда минимум два вывода:
1) любое "слева" уже подразумевает "направо";
2) любое "вверх" имеет смысл, если известен "низ".
Все направления легитимны тогда,когда имеется центр.
Противоречие-выражает внутренний источник всякого развития,движения.Познание
внутреннего (сущностного) и внешнего (формального) противоречия отличает диалектику
от метафизики."Диалектика есть изучение противоречия в самой сущностей преметов"
"Диалектическое противоречие есть единство взаимоисключающих (взаимно друг друга
обуславливающих),т.е.взаимодействующих противоположностей"."Единство тождества
и различия-такова диалектическая форма противоречия"
Противрположности характеризуются как взаимообусловленные и взаимодействующие
стороны диалектического противоречия.Противоположности,по словам Гегеля,"имеют
против себя" не просто иное,а "cвое иное".Диалектика противоречия отражает двойственное
отношение внутри целого:1.Единство противоположностей.2.Их борьбу.
Типы (виды) противоречий:
а) внутренние и внешние.Внутренние противоречия-это противоречия между элиментами
структуры;а внешние -это противоречия различных систем,явлений.Общество и природа,организм и среда.
б) Основные и неосновные,главные и неглавные
35. Категории единичное и общее
Все вещи и события мира различны между собой, единичны в своем бытии. В “лепке” единичного участвует несметное множество неповторимых условий, масса случайностей. Единичное есть объект взятый в своем отличии от других объектов в их неповторимой специфике. В качестве единичного может рассматриваться не только отдельный предмет, но и целый их класс, если он берется как нечто одно, а также отдельное свойство или признак предмета, если он берется в своей индивидуальной неповторимости.
Единичное - категория, выражающая относительную обособленность, дискретность, отграниченность друг от друга в пространстве и времени объектов, с присущими им специфическими особенностями, составляющими их неповторимую качественную и количественную определенность.
Однако бесконечное разнообразие - это лишь одна сторона бытия. Другая сторона заключается в общности вещей, их структур, свойств, отношений. Нет 2-х абсолютно различных вещей. Все люди индивидуальны, но все они обладают чем-то общим, что выражается в понятии ”Человек”. Общее - это единое во многом. Никакая деятельность, никакая наука не были бы возможны, если бы не существовало возможности выделить в вещах нечто общее. Как сходство признаков определенных вещей общее доступно непосредственному восприятию. Будучи закономерностью, оно выражается в форме понятий и теорий. Законы, формирующиеся на основе общего и включают в себя это понятие. Хотя общее и помогает нам приблизиться к сущности, тем не менее нельзя смешивать его с самой сущностью. Платон: “Человек - двуногое существо, лишенное перьев”, на что ему принесли ощипанную курицу. Здесь обыграно ложное утверждение сводившее общие свойства людей к их сущности. Кроме того общее соотносится не со всей сущностью как с неким системно организованным целым, а лишь с каким-либо атрибутом этого целого.
В силу дискретности мира общее не дано нам иначе, как через единичное. Общее не существует отдельно, оно существует как закон рождения и жизни единичного. Таким образом, как единичное невозможно без общего, так и общее невозможно без единичного, которое служит предпосылкой и субстратом общего.
Если признать, что общее проявление не иначе как в единичном и через него, то это значило бы, что все существующие единичности неразличимы. Однако нет абсолютно тождественных вещей. Такое различие единичностей фиксируется категорией особенного. Особенное означает меру и способ объединения общего и единичного в одном явлении.
Наука имеет дело прежде всего с обобщениями и оперирует общиим понятиями, что дает ей возможность устанавливать закон. Но для успешной практической деятельности надо знать не только общее, но в полной мере учитывать единичное и особенное. Не существует никаких шаблонов пригодных везде однозначно без учета индивидуальных особенностей: особенное богаче общего.
В познании можно идти 2 путями: путем отвлечения от едиичного, случайного к образованию общих понятий, теорий, отражающих существенное, и, наоборот, через нахождение наиболее характерных единичных событий, которые при всей уникальности как бы непосредственно являют собой общее, закономерное.