Clan Phoenix

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Clan Phoenix » Творчество » МК2 философия


МК2 философия

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

1. Природа и общество, их единство и различие.
С точки зрения материалистов (Гольбах), природа вписана в общественную жизнь. Природные данные людей влияют на их социальное положение: неравенство. Природа дает людям жизнь, свободу и счастье. Каждый человек обладает естественным правом на них. Труд в силу способностей – отсюда неравенство. Природа человека – есть то, что невозможно переделать, есть социальная пороблема.
Путем средств и орудий труда люди преобразуют дары природы в общественно полезные вещи. Берут энергию у природных ресурсов. Человек действует в производстве как Креатор – то есть подражает природе, использует ее свойства, ее силу.
Биологическое бытие само собой естественным образом подсказывает людям о необходимости социального прогресс – это не есть выдумка сознания. Наблюдение за приподой /естественный отбор, голод, справедливость/ подсказывает людям необходимость общественных перемен. – БИОЛОГИЧЕСКИЙ КОД ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ДОЛЖЕН БЫТЬ ВЫПОЛНЕН, РЕАЛИзован. ИДЕЯ КОСМИЗМА.
Есть и другие идеи – человек как гниение природного кода – отпадение. Стирание природной информации. Человек выделяется из природы и творит мир вокруг себя. Во имя целей и блага цивилизации, сообщества. Изменения в природную среду. Цель – не исправление природы, не жизнь природы, а жизнь общества, социально-экономические заботы.
Оборотная сторона ноосферы – как только мы поняли, что мы хозяева природы, мы поняли, как мы не правы. Мы боремся с земной природой и считаем, что она полностью изучена. Поскольку природа есть физическая, чувствительная материальная сущность, понять ее можно лишь с помощью адекватных ей способов, то есть чувственными, физическими, материальными средствами – сегодняшняя позиция.
Всю историю взаимодействия природы и общества можно разделить на несколько этапов
первый период биогенный или адаптационный
Второй период – техногенный, он охватывает два этапа – аграрный и индустриальный.
Третий период – ноогенный (настоящее время).
Для биогенного периода характерны охота, ловля рыбы, собирание и присвоение готовых продуктов природы с использованием примитивных орудий труда. Роль природной среды в жизнедеятельности человека была определяющей. Взаимодействие человека с природой носило преимущественно биологический характер. Человек непосредственно общался с миром природы, будучи сам частицей природы, постоянно приспосабливаясь к меняющимся условиям.
Переход от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству вызвал подлинную революцию в производительных силах общества – от готовых продуктов природы человек перешел к их производству. Производство орудий труда становится особой социальной потребностью, а труд - главным условием жизни. Общество вступает в техногенный период своего взаимоотношения с природой. В рамках этого периода выделяют два этапа – аграрный и индустриальный. Аграрный этап характеризуется возросшим масштабом влияния общества на природу: возникают первые рабовладельческие цивилизации на Древнем Востоке. Здесь зарождаются новые отрасли знания - астрономия, геометрия, арифметика, обслуживающие главным образом ирригационное земледелие и скотоводство.
Однако дальнейший рост промышленного производства качественно меняет ситуацию – совершается переход ко второму этапу техногенного периода – индустриальному, связанному с возникновением машинного производства и его широкого внедрения в производство, в силу чего давление человека на природу возрастает. Ускорение научно-технического прогресса вело к тотальной и хищнической эксплуатации природы, истощению ее природных ресурсов – с такими «достижениями» вступал человек в ХХI век.

2. Основные концепции общественной жизни
Натуралистическая концепция объясняет жизнь общества действием природных факторов: силы тяжести, космического излучения, географические условия, генетические особенности. Данная концепция объясняет жизнь общества физическим, биологигеским и др. законами=>природа - субстанция всего сущего; общество приобретает сугубый характер; общество лишается качественной определенности, т.к. происходит абсолютизация данных факторов. Этот подход искажает предназначение человека, отрицает свободу. Жизнь людей в таком обществе предопределена.
идеалистическая – усматривает основания, причины и факторы происхождения и функционирования общества в духовной сфере. Внутри этого подхода разграничиваются объективно-идеалистические и субъективно-идеалистические представления. С позиций объективного идеализма на общество оказывают решающее воздействие общественное мнение, мир абсолютных идей, Мировой Разум, Мировая Воля, Абсолютный Дух и др Согласно субъективно-идеалистическим версиям общество есть продукт воли, разума и других проявлений духа выдающихся личностей.Неполноту истины социального идеализма выявляет степень (не-)соответствия жизни человека поставленным им целям. Она является своеобразным «индикатором» уровня нашего понимания сути общественных процессов, в которые включёно каждое социальное существо.
Диалектикоматериалистическая концепция рассматривает общество как подсистему объективной реальности. Общество представляет собой сложной структурное образование, включающее в себя различные уровни организации материи, существующей независимо от чьего-либо разума. С другой стороны одним из таковых является само общество, но оно всегда должно считаться с законом живой и неживой природы.Следует помнить: общество - часть природы, но это относительно самостоятельная, полностью не сливающаяся с ним часть. Общество представляет собой развившуюся форму жизнедеятельности людей, имеющих логику бытия.Действующие в обществе законы носят объективный характер и независят от духовных образований.Различия: законы природы существуют во внешнем мире и большей частью прокладывают себе дорогу в виде внешней необходимости; социальные законы - законы самой человеческой и духовной деятильности.Развитие общества - это естественный исторический процесс, проявляющихся в единстве двух его сторон: объективной и субъективной. С 1 стороны - это процесс естественный, т.е. закономерный и необходимый, а с 2 стороны - исторический, т.к. представляет собой результат деятельности людей.
Общественная жизнь рассматривается как высшая форма движения материи.Стихийная неживая природа, биологические программы повидения сменяются механизмами культуры - способностью к труду, сознанию.


3. Понятие общественного производства

Без постоянного процесса производства общество не могло бы существовать и уж тем более развиваться. Смысл общественного производства заключается в том, что в этом процессе осуществляется исторически обусловленное воспроизводство человека как общественного существа. Общественное производство, или, что одно и то же, производство общественной жизни, имеет свою структуру, охватывающую и духовное производство, и производство самого человека, и материальногое производство. Материальное производство - это основополагающий элемент в структуре общественного производства, ибо именно в нем воспроизводятся материальные условия бытия людей как фундаментальное условие собственно человеческой истории и самой способности людей творить историю. Жизнь общества, т.о., нельзя уподобить реке, в которой все капли играют однозначную роль. В ней есть одна решающая сила, которая в конечном счете и определяют все вплоть до утонченной сферы духа, - это производство материальных благ. Причем процесс производства материальных благ всегда носит общественный характер: производство обособленного индивида столь же бессмысленно, как и развитие языка без совместно живущих людей. Совместный труд индивидов есть первое основание общественного характера производства, на базе которого зарождаются и совершенствуются коллективные формы общественных связей, способа жизнедеятельности и всего образа жизни людей.
Что же являет собой материальное производство?
Для того, чтобы жить, люди должны обладать неодходимым минимумом, люди должны трудиться: все созидает для смертных забота и труд человека, говорили древние. Человек не может довольствоваться тем, что природа дает ему в готовом виде. Соединяя свой труд с тем, что дано природой, используя ее законы, люди создают то, чего в ней нет. В этом процессе создаются материальные блага, и он-то и есть процесс материального производства. Следовательно, материальное производство есть процесс трудовой деятельности людей, которые с помощью соответствующих средств осуществляют преобразование природы с целью создания материальных благ, направленных на удовлетворение человеческих потребностей.
духовное производство или производство общественных идей и других продуктов и форм духовной жизни общества.

4. Понятие и структура общественно-экономической формации.
Осуществляемое на основании объективных критериев выделение в истории типологически различных обществ является необходимым аспектом ее материалистического анализа. Материализм, примененный в качестве метода исследования, позволил обнаружить общие, повторяющиеся черты в экономическом базисе ряда стран, что дало основание отнести их к некоторму единому общественному типу, называемому общественно-экономической формацией. Выделение объективного и притом относящегося к сущности исторического процесса критерия обобщения, типизации имело принципиальное значение для науки об обществе. Анализ материальных общественных общественных отношений сразу дал возможность подметить повторяемость и правильность и обобщить порядки разных стран в одно основное понятие общественной формации.
Маркс провел научное членение исторического процесса и обосновал исторически преходящий характер каждой из общественно-экономических формаций. В результате вся история человечества предстала как закономерный  процесс развития и смены общественно-эконмических формаций, ступеней этой истории, ее поступательного движения.
формация - не хронологическое, не географическое, а именно социально-философское понятие. Формацию нельзя определить хронологически, относя каждую из них к определенному веку, столетию. Нельзя отождествлять формацию и скакой-либо страной, потому что это понятие фиксирует в теоретической форме тип общества, но не воспроизводит реальную историю того или иного народа.
Формационное членение не тождественно реальному историческому процессу: одни из стран более полно выражают формационный тип, другие - дальше от него. В истории все сложнее. Но чтобы учесть сложность, своеобразие, вариативность, необходимо знать общую закономерность поступательного движения истории. Именно эту объективную логику исторического процесса как раз и воспроизводит марксистское учение об общественно-экономических формациях.
Общественно-экономическая формация - это конкретно-исторический тип общества, взятого  в его целостности, функционирующий и развивающийся в соответствии с присущими ему объективными законами.
Каждая формация - целостная система. ЕЕ качественное своеобразие зависит от совокупности материальных отношений, т.е. базиса, именно он придает формации характер определенного конкретно-исторического общественного типа: первобытно-общинного, рабовладельческого, феодального, капиталистического. В формацию входят также производительные силы, которые вместе с производжственными отношениями составляют ее материальную основу.
Существуют локальные особенности и разновидности развития отдельных стран и регионов. Есть своя специфика у конкретных переходных эпох от одной формации к другой. Не каждый народ проходит через все формации. но как бы ни было в истории человечества смена формации ведет к более развитому типу общества. Но процесс человечества состоит не столько в ступенчатом переходе, сколько в накоплении ценности цивилизации на каждом витке процесса.













6. Понятие цивилизации. Цивилизационный подход к анализу исторического процесса.
В содержательном отношении понятие цивилизация имеет целый ряд значений. Его употребляют как конкретный этап в развитии народов и регионов. Морган и Энгельс определяли его как ступень исторического развития, следующая за эпохой дикости. Всю неоднородность употребления понятия цивилизация можно свести к опреленным смыслам: как синоним культуры; как стадия разложения локальных культур; как эпоха, следующая за варварством; как ступень развития отдельного региона или этноса. Можно выделить 3 подхода: локально-исторический; историко-стадиальный; всемирно-исторический. Каждому из них присуща своя классификация цивилизации. Разнообразен и выбор основ цивилизации. Тойнби и Вебер считали ее основой  религиозную веру; Ясперс - философскую веру. Для других базис цивилизации - материальное образование. Крапивницкий, исходя из детерминирования влияния техники на общество, считал, что в фундаменте цивилизации лежит технико-технологический базис. Он включал в себя: технику, технологический способ производства и технологические отношения. Техника - базис и продукт цивилизации; самостоятельность ее относительная; она зависит от социума в целом. То, как человек воздействует на природу - то же техника, но считается технологией - совокупность операций по целенаправленному использованию техники. Технологический способ производства характеризируется специфическими средствами труда; системой труда; характером труда. В результате отношений людей к предметам иссредствам своего труда, а также между собой в ходе технологического процесса складываются технологические отнощения. Основы цивилизации не исчерпываются. В реальном историческом процессе в фундаменте общества выдвигают природные условия его жизни; этнические особенности; социально-психологический компонент. Важную роль играют формы организации общественного характера: натуральная, товарная, планомерно-регулируемая.
Но выдвижение понятий цивилизации технико-технологического базиса как определенного компонента позволяет обнаружить существующие  черты цивилизации:
• цивилизация характеризует собственно-социальную организацию общества;
• цивилизация есть социальная организация индивидов с базисно-социальным образом;
• целью цивилизации является воспроизводство и преумножение общественного богатства.
Цивилизационный подход позволяет выдвинуть конкретные исторические формы общественного хозяйства и понять их роль в развитии общества; понять гинезис, характерные черты и тенденции развития различных социально-этнических форм общества; обогатить представления о социально-психологическом облике конкретного общества; наращивать интеграционные тенденции в обществе.

5. Способ пр-ва, его структура и роль в обществе
В основе конкретного социального организма лежит экономика господствующего способа производства - способа, которым определяется специфический тип производственных отношений, прежде всего, тип собственности, организации труда и обмена, соединения и разделения различных видов общественного труда, а также  потребления. Способом производства называют единство производительных сил и производственных отношений.
Производственными отношениями называются отношения, возникающие между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Сущность производственных отношений составляют отношения собственности.
Производительные силы – система субъективных (человек) и вещественных элементов, осуществляющих «обмен веществ» между обществом и природой.
Люди воздействуют на вещество природы с целью ассимиляции его полезных свойств и нейтрализации тех свойств, которые действуют на человека негативно, разрушающе. В процессе трудовой деятельности люди изменяют вещество природы, превращая его в предметы, которые служат для удовлетворения их потребностей. Состояние и уровень развития производительных сил является одним из объективных показателей исторического развития данного общественного организма.
В составе производительных сил выделяется в первую очередь трудящийся человек (живой труд), затем - орудия труда и предмет труда (то есть вещные факторы производства). Орудия труда - это те факторы производства, которые производитель ставит между собой и природой в процессе непосредственного производства и которыми он воздействует на природный субстрат, вовлекаемый трудящимся в производственный процесс. В состав предметов труда входит та часть объектов производства, на которую направлена производственная, орудийно-инструментальная активность работника. Это - сырье, полуфабрикаты, комплектующие детали и т.д.
Наиболее активным агентом производства является производитель - трудящийся человек или профессионально-трудовое объединение людей (бригада, работники участка или фермы, цеха, предприятия, отраслевого комплекса специализированной рабочей силы, а также одновременно живущие носители живого - функционирующего труда).
В широком смысле производственными называют и технико-организационные, и производственно-экономические отношения. Социальная роль тех и других неоднозначна. Технологическое единство средств производства и технико-производственных связей между работниками и средствами производства образует технический базис общества. В связи с непрерывностью и динамичностью развития технического базиса общества его производительные силы как бы связывают смежные фазы исторического развития конкретного общества, в то время как производственные отношения, и, в частности,  отношения собственности типологически разграничивают ступени в развитии общественных формаций.
Таким образом из экономической организации общества вырастает соответствующая социальная организация или система социальных групп, каждой из которых присущи специфические отношения к средствам производства. Классам принадлежит особое место в общественной организации и разделении труда, особая доля общественного богатства, которую присваивает каждый класс, используя свое место в системе общественного производства. Кроме классов и сословий в социальную структуру общества включаются взаимоотношения других общественных групп: семейных, этнических, территориальных (региональных), профессиональных групп и общностей.


9. Понятие и структура сознания. Сознательное и бессознательное.
Сознание представляет собой фундаментальную научную, философскую и, в целом, мировоззренческую проблему. Это обусловлено, прежде всего, тем, что сознание неразрывно связано с такой ключевой категорией любого мировоззрения как человек. Отсюда следует, что конструктивное решение проблемы сознания играет определяющую роль в постижении проблемы человека.
С точки зрения философского идеализма сознание (дух) есть некая изначальная данность в мире, предстающая в виде субстанции - основы всех вещей и процессов. Сознание первично по отношению к материи. Сторонники дуализма рассматривают сознание и тело как независящие друг от друга начала и отрицают тесную взаимосвязь психических и физиологических процессов в организме.
В отличие от идеализма и дуализма, материализм рассматривает сознание не как нечто автономное, независимое от материи, а, напротив, как ее свойство. Свойство это, в отличие от таких атрибутов материи, как движение, пространство, время, не всеобщее. Оно присуще особому виду высокоорганизованной материи – человеческому головному мозгу. Однако осознает, мыслит не мозг, как таковой, а человек, обладающий мозгом, причем человек в единстве с системой – природной, социальной, культурной, в которую он включен как активно действующий элемент (Ф.В.Лазарев).
Необходимо учитывать, что сознание имеет сложную внутреннюю структуру, включающую различные элементы и уровни своего существования. В самом общем виде сознание представляет собой совокупность психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком внешнего мира и своего собственного бытия. К ним относятся: чувства (ощущение, восприятие, представление), мышление (понятийные формы), эмоции, воля, память, интуиция, внимание.
Чувства и мышление являются основными поставщиками информации в структуре сознания.   Ощущение дает человеку непосредственное отражение явлений, внешней стороны предметов. Мышление противопоставляется чувственному познанию как опосредованное отражение внутренней сущностной стороны предметов, событий. В философской литературе устоялось представление о разделении мышления на два основных типа: рассудок и разум.
Рассудок (или здравый смысл) определяется как низшая ступень логического познания, основанная на представлениях и понятиях повседневной жизни; как житейское расчетливое мышление, ориентированное на практическую пользу.
Разум – высшая ступень логического понимания, теоретическое, философски мыслящее сознание, оперирующее широкими обобщениями и ориентированное на наиболее глубокое знание истины.
Важным элементом сознания является внимание. Благодаря сосредоточенности внимания интересующий нас объект находится в фокусе сознания. Воздействующие на человека предметы, события вызывают не только познавательные мысли, идеи, но и определенные эмоции, обнаруживающие себя в волнении, восхищении, любви, ненависти и т.д.
Воля – это обнаружение сознания. Это не только умение желать, но и способность совершать действия, направленные на достижение цели, преодолевать препятствия, возникающие затруднения на пути к искомым целям. Воля как сила жизни, по словам Ф.Ницше, утверждает себя, тогда как проявление безволия есть выражение отрицания жизни.
Исключительно важное место в структуре сознания занимает память, как способность запечатлевать, сохранять и воспроизводить информацию, жизненный опыт.
Интуиция – это способность непосредственного постижения истины путем прямого её усмотрения чаще всего без соответствующего доказательства и практической проверки.
Сознание находится в сложном соотношении с различными формами неосознанных явлений духа. Они имеют свою структуру, элементы которой связаны как между собой, так и с сознанием и действиями, оказывая влияние на них, и испытывая обратное влияние. Следует различать 2 вида неосознанных действий. К первому виду относятся действия, никогда не осознававшиеся, а ко второму - раннее осознаваемые.

10. Понятие общественного сознания. Общественное и индивидуальное сознание…
Общественное бытие – это материальные условия жизни общества, материальные отношения людей друг к другу и к природе (орудия труда, географическая среда, сам человек, производственные отношения).
Общественное сознание – это сложная совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, взглядов, идей, теорий, в которых отражается общественное бытие, реальный процесс жизни людей. Общественное сознание проявляется конкретно, оно проявляется через образ мыслей, чувств, взглядов конкретного человека, через его индивидуальное сознание.
        Общественное сознание неразрывно связано с общественным бытием. Общественное сознание является основным атрибутом человеческой деятельности и обнаруживает себя во всех проявлениях общественного бытия.
Индивидуальное сознание – это единичное сознание, в котором в каждом отдельном носителе (субъекте) своеобразным образом преломляются характеристики, общие для сознания данной эпохи; особенности, фиксирующие принадлежность личности к определенной социальной группе; и индивидуальные черты, обусловленные воспитанием, способностями и обстоятельствами личной жизни.
      Таким образом, можно сделать вывод, что индивидуальное сознание – это своеобразный сплав общего, особенного и единичного в сознании личности. И все-таки, общественное сознание по своему качеству принципиально иное, чем простая совокупность, сумма индивидуальных сознаний. Это относительно самостоятельное духовное образование включает в себя уровни обыденного и теоретического освоения мира, общественную психологию и идеологию, а также формы политического, правового, нравственного, религиозного, научного, эстетического и философского сознания.
Взаимосвязь общественного и индивидуального сознаний:
• они взаимосвязаны: общественное сознание не существует без индивидуального сознания;
• индивидуальное сознание возникло на основе общественного;
Индивид не отделим от общества. Общественное сознание и индивидуальное сознание не сводимы друг другу; общественное сознание - это не сумма индивидуальных сознаний; общественное сознание вбирает в себя не каждое индивидуальное сознание, а которое и входит в него, то не полностью, а лишь в той его части, которая соответствует потребностям социального развития. Так же и сознание отдельного индивида не способно полно отразить в себе всего богатства содержания общественного сознания.
Отличия общественного и индивидуального сознаний:носители;роль;способ существования;временные рамки;степень обобщенности.

11. Закономерности развития и структура общественного сознания

Уровни общественного сознания:
• обыденный - стихийный, повседневно-практический, тот, который появляется в повседневной жизни человека; на утом уровне не возможно выделение сущности явлений действительности, он отражает лишь ее внешние свойства, без него невозможно познать теоретический уровень;
• теоретический.
Сферы общественного сознания:
• общественно-психологическая - совокупность чувств людей;
• общественная идеология - эволюционное сознание, которое складывается в результате повседневной жизни человека, стихийно.
Общественное сознание предстает также в определенных формах, каждая из которых есть также отражением общественных отношений и формирует как аспекты сфер человеческой деятельности:политическое сознание;правовое сознание;религиозное сознание;нравственное сознание;эстетичесое сознание;философское сознание.
Структура общественного сознания – это его строение, устройство, включающее различные его элементы, стороны, грани, аспекты и взаимные связи между ними.
Из этого следует, что в общественном сознании выделяются такие различные элементы как уровни, сферы, формы; все они взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. И поэтому сознание не только дифференцировано, но и целостно.
Уровнями общественного сознания являются обыденное и теоретическое сознание. Им соответствуют такие сферы общественного сознания как общественная психология и идеология.
Обыденное сознание – это повседневное, практическое сознание, оно представляет собой функцию непосредственно практической деятельности людей и чаще всего отражает мир на уровне явлений, а не его сущностных глубинных связей. В ходе развития общества обыденное сознание претерпевает изменения.
Обыденное сознание имеет также формы: житейско-эмпирического  сознания (складывается в процессии познания) и общественной психологии (формируется в ходе оценочного отражения действительности).
Общественная психология – это совокупность чувств, настроений, эмоций, а также иллюзий, суеверий, традиций, которые формируются стихийно под влиянием непосредственных условий социальной жизни людей на основе жизненного опыта и личных наблюдений.
Теоретическое сознание включает в себя науку и идеологию. На уровне теории знание представлено в виде четкой, иерархической системы принципов, законов, категорий, программ практического преобразования реальности.
Особое место на теоретическом уровне общественного сознания отводится идеологии. идеология – это система взглядов, идей, теорий, принципов, отражающих общественное бытие через призму интересов, идеалов, целей, социальных групп, классов, наций, общества.
Закономерности:
Первая закономерность заключается в том, что общественное сознание зависит от общественного бытия, определяется материальными условиями жизни общества. Зависимость общественного сознания от общественного бытия прослеживается в гносеологическом и социологическом аспектах. При этом гносеологический аспект означает, что общественное сознание – это духовное психическое отражение общественного бытия в разнообразных социальных чувствах, настроениях, интересах, представлениях, взглядах и теориях, которые возникают в конкретно-исторических обществах у большинства людей. Социологический аспект означает, что роль общественного сознания определяется общественным бытием.
Второй закономерностью функционирования общественного сознания выступает его относительная  самостоятельность от общественного бытия. Относительная самостоятельность общественного сознания – это его способность отрываться от бытия общества и, следуя внутренней логике собственного бытия, развиваться по свойственным ему специфическим законам в пределах конечной и общей зависимости общественного сознания от общественного бытия.
обусловлена относительная самостоятельность общественного сознания.В гносеологическом аспекте – природой самого сознания как отражения бытия, его активным, творческим характером. В социологическом аспекте – отделением умственного труда от физического, в результате чего духовное производство в некоторой степени «обособляется» от материального, хотя в конечном итоге, они находятся в органическом единстве.

2

13. Категория познания: основные концепции в истории философии
Большинство фил систем нового времени выделяли 2 основных этапа: Чувственное и рациональное. Их роль и значение в поц познания определялись разными фил по разному. Рационалисты (Декарт, Спиноза, Лейбниц, кант, гегель) приписывали решающее значение рац познанию, не отрицая и знач чувств познания в кач механизма связи разума с вн миром. Сторонники эмпиризма считали чувств познание главным и даже единственым источником знаний(Гоббс, Локк).
Ч познание явл начальным этапом познания. Во-первых в истор плане: разделение физ и умственного труда и выдел последнего в отдельный вид деятельности - сравн поздний этап истории. Во-вторых, такая деят. является начальной в том смысле, что на ее основе осущ контакт чел с миром мат объектов. Она предпосылка без кот  др формы познав деятельности не могут сущ.
Для познания объектов данного типа необход функционирование органов чувств, нервной системы, мозга, благодаря чему возникает ощущ, восприятие мат объектов. такая форма деятельности назыв чувств деятельностью или чувств познанием. Необходимо подчеркнуть зависимость чувств познания от непосредственной чувстыв- практ деятельности и, во-вторых,  целостность чувственного освоения мат объекта. Однако можно выделить и отдельые, функционир в рамках этой целостности элементы ч позн.
Иррационализм - фил учение, настаивающее на ограниченных возможностях разума, мышления и признающее осн родом познания интуицию, чувство, инстинкт...Считает действительность хаотичной, лишенной закономерностей, подчин игре слусая, слепой воле. (ирр. в частности явл экзистенциализм)
Рационализм - Учение в теор познания, согласно кот всеобщность и необходимость - логические признаки всеобщего знания -  не могут быть выведены из опыта и его обобщений. Они могут быть почерпнуты из самого ума либо из понятий, присущих уму от рождения (Декарт), либо из понятий, сущ только в виде задатков, предрасположений ума. Опыт стимулирует из проявление. (Спиноза, Лейбниц, Кант, Гегель, Фихте, Шеллинг.)


14. чувственного, рационального и интуитивного в познании.

Исходной ступенью познания является чувственное познание, в котором объект познается главным образом посредством органов чувств. Органы чувств – это непосредственный канал связи субъекта с действительностью, через который он получает первичную информацию об объекте.
Основными формами чувственного  познания выступают ощущение, восприятие и представление.
В ощущениях непосредственно отражаются отдельные стороны, свойства объекта.
Восприятие – это целостное  отражение объекта органами чувств, представляющее собой единство всех ощущений.
Представления – это чувственно наглядные образы объектов, которые сохраняются и воссоздаются в сознании человека вне непосредственного воздействия объектов на органы чувств. Возникновение представлений происходит на основе памяти, то есть способности психики сохранять и воспроизводить прошлый опыт субъекта.
К формам чувственного познания можно отнести и чувственное воображение, заключающееся в способности создавать новые образы на основе предыдущего опыта.
Рациональная ступень познания основана на абстрактном мышлении, представляющем собой целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение человеком существенных свойств и отношений вещей. Абстрактное мышление называют также логическим, поскольку оно функционирует  по законам логики - науки о мышлении.
Основными формами абстрактного мышления являются: понятие, суждение и умозаключение.
Понятие - форма мысли, выражающая совокупность наиболее существенных признаков объекта.
Суждение - форма мышления, в которой посредством понятий что-либо утверждается или отрицается об объекте. В языке любое высказывание (словосочетание и простое предложение) является примером суждений. Например, «все металлы – проводники электричества», «знание – сила», «мыслю - следовательно существую» и т.д.
Умозаключение представляет собой форму мышления, в которой из нескольких суждений выводится новое суждение, содержащее новое знание. Так, представление о том, что Земля имеет форму шара, было получено в древности на основе умозаключения:
все шарообразные тела отбрасывают тень в форме диска, во время лунных затмений Земля отбрасывает на Луне тень в форме диска,  Следовательно, Земля – шарообразное тело
Рациональное познание неразрывно связано с чувственным, но играет ведущую роль в процессе познания. Это проявляется, во-первых, в том, что истинное знание на уровне сущности и закона формулируется и обосновывается на рациональной ступени познания; во-вторых, чувственное познание всегда «управляется» мышлением.
Многие ученые отмечали, что важную роль в процессе познания играет интуиция, то есть способнось постижения истины путем прямого ее усмотрения без чувственного и логического обоснования. Интуиция основана на неосознанных комбинировании и переработке накопленных абстракций, образов и правил в целях решения определенной задачи. Основными типами интуиции являются чувственная, интеллектуальная и мистическая.
По вопросу о роли, месте и соотношении чувственного и рационального в познании в истории философии сложились два противоположных течения – сенсуализм и рационализм. Сенсуалисты  считали чувственное  познание основной формой достижения истинного знания, рассматривая мышление лишь количественным продолжением чувственного познания. Рационалисты стремились доказать, что всеобщие и необходимые истины могут быть выведены только из самого мышления. Чувственным данным отводилась лишь случайная роль.
В истории философии довольно распространенным течением является также интуитивизм, считающий интуицию основным средством достижения истины в отрыве от чувственной и рациональной ступеней познания.

15. Понятие истины. Истина и заблуждение. Основные характеристики истины.
Непосредственной целью познания является достижение истины, под которой понимается знание, соответствующее действительности. С точки зрения диалектического материализма «соответствие» означает сущностное совпадение содержания знания с объектом, а «действительность» – это, прежде всего, объективная реальность, материя.
Истина носит объективно–субъективный характер. Её объективность заключается в независимости ее содержания от познающего субъекта. Субъективность истины проявляется в ее выражении субъектом, в форме, которую ей придает только субъект.
Подобно познанию в целом, истина – это бесконечный процесс развития уже имеющегося знания о конкретном объекте или о мире в целом ко всё более полному и точному знанию, постоянно развивающаяся система теоретического знания.
Для характеристики процессуальной природы истины применяются понятия объективной, абсолютной, относительной, конкретной и абстрактной истины.
Абсолютность истины означает, во-первых, полное и точное знание об объекте, что является недостижимым гносеологическим идеалом; во-вторых, то содержание знания, которое в определенных границах познания объекта никогда не может быть опровергнуто в будущем.
Относительность истины выражает ее неполноту, незавершенность, приблизительность, привязку к определенным границам постижения объекта.
Существуют две крайние точки зрения на абсолютность и относительность истины. Это догматизм, преувеличивающий момент абсолютности, и релятивизм, абсолютизирующий относительность истины.
Любое истинное знание всегда определяется данными условиями, местом, временем, другими обстоятельствами, которые познание должно учесть как можно полнее. Связь истины с определенными конкретными условиями, в которых она действует, обозначается понятием конкретной истины. Вместе с тем, в познании не всегда удается выявить всю полноту условий, для которых данная истина была бы применимой. Поэтому для знания, условия выявления истинности которого не достаточно полны, употребляется понятие абстрактной истины. При изменении условий применения абстрактная истина может превращаться в конкретную и наоборот.
В процессе познания субъект может принимать неистинное знание за истину и, наоборот, истину за неистинное знание. Это несоответствие знания действительности, выдаваемое за истину, называется заблуждением. Последнее – постоянный спутник процесса познания, и между ним и истиной нет абсолютной границы: она всегда подвижна. Если мы убедились, что данное знание – заблуждение, то этот факт становится уже истиной, хотя и отрицательной.

16. Понятие науки. Специфика научного познания.

Наука – это специфическая сфера человеческой деятельности, направленная на производство, систематизацию и использование объективных знаний о действительности. Наука включает в себя как деятельность, нацеленную на получение нового знания, так и результат этой деятельности – истинные знания.
Науку характеризуют относительная самостоятельность и внутренняя логика развития, способы (методы) познания и реализации идей, а также социально-психологические особенности объективно-сущностного восприятия действительности, то есть стиль научного мышления.
Научное познание представляет собой разновидность субъектно-объектных отношений, главной сущностной чертой которых выступает научная рациональность.
Научное познание, имея общие черты с другими – вненаучными - формами познания, обладает также своими особенностями. Во-первых, наука имеет дело с особыми объектами, не сводимыми к объектам обыденного опыта. Во-вторых, наука имеет свой, понятийный язык. В-третьих, научное познание связано со специальной системой познавательных средств. В-четвертых, для науки характерны специфические способы обоснования истинности знания. В-пятых, научное знание системно и доказательно.
Говоря о науке в ее различных проявлениях, можно выделить единый комплекс критериев научного познания, который включает:
1. Предметность. Всякая наука предметна, поскольку она всегда направлена на выявление предметных связей и зависимостей тех вещей и процессов, которые составляют область ее приоритетов.
2. Объективность. Это означает, что все предметы и их отношения должны быть познаны такими, какие они есть на самом деле, без привнесения в них чего-либо субъективного или сверхприродного;
3. Рациональность, обоснованность, доказательность. Критерием достоверности становится разум, а способами её достижения – критичность, рациональные принципы познания.
4. Направленность на познание сущности, закономерности объекта.
5. Особая организация, системность знания, т.е. упорядоченность в форме теории и развёрнутого теоретического положения.
6. Проверяемость посредством обращения к научному наблюдению, эксперименту, к практике, к испытанию логикой; научная истина характеризует знания, которые в принципе проверяемы. Воспроизводимость научных истин через практику придаёт им свойство общезначимости.
Непосредственными целями науки являются исследование, описание, объяснение, предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения.
Говоря о взаимодействии науки с различными сферами жизни общества, можно выделить три группы выполняемых ею социальных функций. Это, во-первых, функции культурно-мировоззренческие; во-вторых, функции науки как непосредственной производительной силы; в-третьих, функции науки как социальной силы, связанной с использованием научного знания для решения самых различных общественных задач.
научная деятельность продуцирует не только новые технологии, создает материалы, оборудование и инструменты, но, будучи частью духовного производства, позволяет включенным в нее людям творчески самореализоваться, объективировать идеи и гипотезы, обогащая, тем самым, культуру.

17. Методы и формы научного познания
Эмпирический уровень познания - это уровень накопления знаний и фактов об исследуемых объектах. На этом уровне познания объект отражен со стороны связей и отношений, доступных созерцанию и наблюдению.
На теоретическом уровне достигается синтез научного знания в виде научной теории. Теоретический, концептуальный в своей основе, уровень научного знания призван систематизировать, объяснить и предсказать факты, установленные в ходе эмпирического исследования.
Научное знание разворачивается по схеме: проблема - гипотеза – теория, каждый элемент которой отражает меру проникновения познающего субъекта в сущность объектов науки. В этом отношении можно говорить о том, что проблема, гипотеза, теория выступают формами научного познания.
Познание начинается с осознания или постановки проблемы.
Проблема – это то, что еще неизвестно, но требуется познать, это вопрос исследователя к объекту. Она представляет собой: 1) трудность, преграду в решении познавательной задачи; 2) противоречивое условие вопроса; 3) задачу, осознанную формулировку исходной познавательной ситуации; 4) концептуальный объект научной теории; 5) возникающий в ходе познания вопрос, практический или теоретический интерес, мотивирующий научный поиск.
Гипотеза – это научное допущение или предположение относительно сущности объекта, сформулированное на основе ряда известных фактов. Она проходит две стадии: выдвижение и последующая проверка.
Теория - это форма научного знания, дающая целостное отображение существенных связей исследуемого объекта. Теория, как целостная развивающаяся система знаний, имеет такую структуру: а) аксиомы, принципы, законы, фундаментальные понятия; б) идеализированный объект, в виде абстрактной модели связей и свойств объекта; в) логические приемы и методы; г) закономерности и утверждения, выводимые из основных положений теории.
Учение об адекватном использовании разнообразных познавательных приемов, способов и методов называется методологией. 
Метод представляет собой систему принципов, приемов и требований, которыми руководствуются в процессе научного познания. Метод - это способ воспроизведения в мышлении изучаемого объекта.
Методы научного познания подразделяются на специальные (частнонаучные), общенаучные и универсальные (философские). В зависимости от роли и места в научном познании фиксируют методы формальные и содержательные, эмпирические и теоретические, исследования и изложения. В науке имеет место подразделение на методы естественных и гуманитарных наук.
Дифференцируя уровни научного познания, необходимо отметить, что к методам эмпирического уровня относятся наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент.
К методам теоретического уровня научного познания относятся абстрагирование, идеализация, формализация, аксиоматический метод.
Приведенная выше классификация методов эмпирического и теоретического уровней научного познания будет не полной, если не учитывать методы, которые могут использоваться на обоих уровнях: методы обобщения и спецификации, анализа и синтеза, индукции и дедукции, аналогии, моделирования, логического и исторического и т.д.


21. Проблема сущности человека в истории философии

Проблема человека не просто какая-то частная философская проблема. По сути, “человеческое начало” пронизывает весь философский дискурс, так как даже мир интересует философию не сам по себе, а в его отношении к человеку, как мир человеческого бытия. Не случайно поэтому проблема человека была и остается для философии центральной.
Центральный вопрос философской антропологии - в чем сущность человека? - и сегодня не утратил своей остроты и значимости. В истории философии попытки ответить на этот вопрос в той или иной степени открывали завесу над тайным, однако приходится констатировать, как правило, они приводили к противопоставлению в человеке природного и духовного, природного и социального.
Материалистические направления тяготели в основном к натурализму. Они исходили из идеи, что человек является продуктом природы, и его сущность задана самой природой. Как любое природное явление, человек подчиняется природной необходимости. Такая позиция уходит своими корнями в античность, к Демокриту. В Новое время в учениях французских материалистов XVIII в. утверждается, что человек, прежде всего, природное существо и все его свойства, в том числе и мышление, объясняются природным происхождением.
Из природных факторов выводит сущность человека Ф.Ницше. Сущностью человека он считал волю к власти. Всякая жизнь, согласно Ницше, это специфическая воля к аккумуляции силы, она стремится к максимуму чувства власти, к расширению своего “Я”, к экспансии, что характерно для всего живого, в том числе и для человека. Концепция Ницше сложилась под влиянием его предшественника А.Шопенгауэра, но в ней чувствуется также отголосок социал-дарвинистских идей.
В начале XX в. другую концепцию объяснения сущности человека особенностями ее природной, телесной организации разработал З.Фрейд. Он полагал, что определяющим в человеческой жизнедеятельности является не воля, не разум, а мощные подсознательные влечения полового инстинкта, т.н. либидо (страсть, влечение), позже – мартидо (смерть). 
Представители социобиологии (Э.Уилсон, Р.Докинс и др.) видят ключ к пониманию человека в молекулярной генетике. Они провозглашают универсальность эгоизма, который генетически обусловлен.
Из надприродных факторов выводят сущность человека разные формы объективного идеализма. Классическими в этом отношении являются философские учения Платона и Аристотеля, а в Новое время - Гегеля. Идеализм сущность человека усматривает в разуме, сознании, самосознании.
Марксистская концепция человека связана с идеей труда, и на этой основе он разработал понимание человека как общественно-исторического субъекта. Согласно Марксу, человек есть природное существо, но такое, которое не находит в природе всех необходимых средств для своего существования, и поэтому вынуждено практически изменять мир и тем самым утверждать себя как человека.
В философии экзистенциализма человек понимается через уникальный способ его личностного существования в мире (лат. «экзистенция»). Экзистенциалисты утверждают, что человек не определяется никакой внешней шкалой: ни природой, ни обществом. Имеет значение только его собственное существование. Человек сам определяет свою сущность. Это означает, что человек сначала появляется в мире, стремится к своим целям, выбирает свою жизнь, творит самого себя, свою сущность. Сфера социального бытия унифицирует людей, обезличивает их.
Большой вклад в разработку проблемы человека внесла философская антропология, которая ориентирует на целостное восприятие феномена человека.

23. Антропосоциогенез: современное состояние проблемы.
Человек - это биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, но выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, универсально преобразовывать мир, обладающее членораздельной речью, сознанием, духовно-нравственными качествами.
Понимание человека, его сущности неразрывно с выяснением происхождения человека. Эта проблема получила в науке название антропосоциогенеза.
Существует традиционно религиозное представление о происхождении человека, согласно которому человек - это творение Бога. Здесь утверждается, что человек был создан по образу и подобию Бога.
Концепцию космического происхождения человека отстаивает П.Тейяр де Шарден. Он подчеркивает, что сознание, разум извечно пребывают в космической эволюции, и находят свое воплощение в человеческом феномене. Эволюция Вселенной берет свое начало в неком трансцендентном духовном центре «Альфа», а заканчивает – в точке «Омега».
Научное объяснение происхождения человека связано с учением Ч.Дарвина о происхождении видов. Согласно ему под воздействием биологических механизмов естественного отбора, наследственности и изменчивости, вследствие адаптации к среде, человек возник как прямое следствие эволюционного развития живых существ.
Трудовая гипотеза происхождения человека уточняет дарвиновское учение привлечением социальных факторов. В соответствии с этой гипотезой становление человека (антропогенез) и становление общества (социогенез) представляют две неразрывно связанные стороны единого процесса.
В современной философской антропологии существует концепция генно-культурной коэволюции (Ч.Ламсден, Ф.Уилсон), сторонники которой утверждают, что современный человек возник в результате коэволюционного взаимодействия двух величин, в котором культура генерируется и оформляется биологическими императивами, в то время как в генетической эволюции в ответ на культурные нововведения изменяются биологические свойства.
Существует также подход Л.Мамфорда, в котором ведущая роль в становлении человека отводится культу. Автор считает, что технические умения недостаточны для определения активности интеллекта. Именно ритуальная точность церемоний, значительно предшествующая точности в работе, сформировала необходимые навыки труда.
Некоторые исследователи, например физиолог Н.Бехтерева, склоняются к версии инопланетного происхождения человека. Аргументы физиологов основаны на так называемом ”парадоксе резервирования”. Суть его в том, что у человека в структуре мозга постоянно задействована лишь небольшая его доля.


20. Специфика философского понимания человека. Понятия: человек, индивид, индивидуальность, личность

На современном этапе истории человеческое существование приобретает драматический характер. Технологические и экономические катастрофы, войны, тоталитарные режимы, ускорение темпов жизни, распространение эпидемий, грозящих опустошить Землю, - все это ставит человека в такую критическую ситуацию, когда рождается ощущение тотальной незащищенности. Угрожающие признаки общепланетарной катастрофы, которые все более дают о себе знать, неминуемо ставят вопросы о том, а не заложена ли в самой природе человека способность к самоуничтожению?
Понятие “человек” выражает общеродовые черты, присущие человеческому индивиду. В нем фиксируются родовые признаки - биологическая организация, социальные и духовные качества. Но понятие “человек” дает самую общую абстрактную характеристику индивида. Приведенное выше определение человека требует своего уточнения, конкретизации, что возможно посредством введения таких ключевых категорий как индивид, личность, индивидуальность.
Понятием ”индивид” обозначается человек как единичный представитель человеческого рода.
Личность – человеческий индивид в его социальных характеристиках, это конкретная мера присвоения индивидом общественных отношений. Однако личность - это не простой отпечаток общественных отношений. Последние всегда преломляются сквозь призму индивидуальных потребностей, целей, идеалов. Важнейшими признаками личности является способность самостоятельно мыслить и действовать, принимать решения и свободно совершать поступки, стремиться реализовать свое “я“, нести ответственность.
Личность – это нравственно самоуправляемая система, в которой нормы и ценности культуры составляют достояние самого человека. Способ бытия личности в обществе – это ее индивидуальность. Понятием “индивидуальность” выражаются существенные характеристики конкретной личности – ее неповторимость, уникальность, самобытность, т.е. то, что отличает одного человека от другого в биологическом, социальном, духовном отношении. Это проявляется в индивидуальных вкусах, стиле одежды и поведении, особенностях мыслей и чувств, ценностных ориентациях и т.д. Индивидуальное “Я” составляет центр личности, ее внутреннее ядро.
Понятие ”личность” и “индивидуальность” очень близки по значению. Но если понятие “личность” дает представление о человеке со стороны его социального содержания, то понятие “индивидуальность” указывает на форму, способ бытия социального.

24. Понятие глобальных проблем современности. Предпосылки и пути их решения
ХХ век истории человечества ознаменован возникновением и углублением глобальных проблем. Глобальные проблемы - это совокупность проблем всего человечества, от решения которых зависит сохранение цивилизации. Они многообразны. К числу наиболее важных относят: стремительный рост народонаселения Земли, ведущий к демографическому взрыву; ближайшая перспектива исчерпания традиционных энергетических и других природных ресурсов; беспрецедентное загрязнение среды обитания человечества, грозящее экологической катастрофой.
Серьезной проблемой современного мира является “демографический взрыв”.
Для своей жизни люди нуждаются в кислороде, продуктах питания, промышленных товарах. Все это своим источником имеет природу. Особая острата этой проблемы подчеркивается тем, что свыше 4/5 прироста мирового населения приходится на развивающиеся страны. В итоге столь быстрого роста численности населения развивающихся стран и их экономического отставания усиливается нестабильность в мировой экономике и политике. К этому надо добавить что во многих странах СНГ хоть уровень прироста населения не высокий, но за счет снижения жизненого уровня в относительном отношении, делает эти страны опсными с т.зр. ядерного потенциала. Неуклонный рост народонаселения планеты сталкивается с не менее сложной глобальной проблемой - исчерпания традиционных энергитических ресурсов. Так Традиционные энергитические ресурсы не только ограничены, их использование загрязняет атмосферу. На сжигание угля, газа и нефти из атмосферы ежегодно изымается 20 млн тонн кислорода, а в замен выбрасываются миллионы тонн углекислого газа и прочих ядовитых веществ. Планета буквально тонет в массе ядовитых отходов промышленности.
В настоящее время биосфера вышла из состояния устойчивости. Она перестала поглащать избыток углерода в атмосфере и, наоборот, начала выбрасывать углерод в нее. Биосфера утратила способность стабилизировать окружающую среду. Порог устойчивости континентальной части биосферы превышен в 5-7 раз.
Возрастание темпов прироста населения тяжким грузом легло на биосферу, потребовав более интенсивного использования плодородия почв. В связи с ростом населения средняя площадь посевов зерновых культур, приходящихся на одного человека, уменьшилась за последние тридцать лет на одну треть.
Увеличивающееся число глобальных проблем и их углубление являются признаком кризиса цивилизации и это кризис не отдельных сторон бытия, а основных форм жизнедеятельности европейской индустриально технической цивилизации, идейно-мировозренчески восходящей к греческой культуре. Одновременно этот кризис касается и современного человека вообще, способа его самореализации, ибо все страны мира, все народы, пытаясь достичь уровня жизни промышленно развитых стран Западной Европы и США, стремяться идти по их пути. Другого способа успешной самореализации современный человек не знает. Вот почему можно сказать, что современный человек, способ его бытия находятся в глубочайшем кризисе.

3

удаляйте

4

многа букафф, осилил %  30
теперь мучает вопрос - в чем смысл сего поста???

5

смысл в том, чтоб со смартфона в инет зайти на экзамене И ФСЬО СКАТАТЬ!!! xD

gspoot написал(а):

многа букафф, осилил %  30

жжжош, поржал)))

Отредактировано Ballance (2009-07-10 13:23:30)

6

читать не стал, по видимому боян

7

да уж бояну гдето с полтыщи лет...

зы каменты убили наповал :D


Вы здесь » Clan Phoenix » Творчество » МК2 философия