1. Природа и общество, их единство и различие.
С точки зрения материалистов (Гольбах), природа вписана в общественную жизнь. Природные данные людей влияют на их социальное положение: неравенство. Природа дает людям жизнь, свободу и счастье. Каждый человек обладает естественным правом на них. Труд в силу способностей – отсюда неравенство. Природа человека – есть то, что невозможно переделать, есть социальная пороблема.
Путем средств и орудий труда люди преобразуют дары природы в общественно полезные вещи. Берут энергию у природных ресурсов. Человек действует в производстве как Креатор – то есть подражает природе, использует ее свойства, ее силу.
Биологическое бытие само собой естественным образом подсказывает людям о необходимости социального прогресс – это не есть выдумка сознания. Наблюдение за приподой /естественный отбор, голод, справедливость/ подсказывает людям необходимость общественных перемен. – БИОЛОГИЧЕСКИЙ КОД ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ДОЛЖЕН БЫТЬ ВЫПОЛНЕН, РЕАЛИзован. ИДЕЯ КОСМИЗМА.
Есть и другие идеи – человек как гниение природного кода – отпадение. Стирание природной информации. Человек выделяется из природы и творит мир вокруг себя. Во имя целей и блага цивилизации, сообщества. Изменения в природную среду. Цель – не исправление природы, не жизнь природы, а жизнь общества, социально-экономические заботы.
Оборотная сторона ноосферы – как только мы поняли, что мы хозяева природы, мы поняли, как мы не правы. Мы боремся с земной природой и считаем, что она полностью изучена. Поскольку природа есть физическая, чувствительная материальная сущность, понять ее можно лишь с помощью адекватных ей способов, то есть чувственными, физическими, материальными средствами – сегодняшняя позиция.
Всю историю взаимодействия природы и общества можно разделить на несколько этапов
первый период биогенный или адаптационный
Второй период – техногенный, он охватывает два этапа – аграрный и индустриальный.
Третий период – ноогенный (настоящее время).
Для биогенного периода характерны охота, ловля рыбы, собирание и присвоение готовых продуктов природы с использованием примитивных орудий труда. Роль природной среды в жизнедеятельности человека была определяющей. Взаимодействие человека с природой носило преимущественно биологический характер. Человек непосредственно общался с миром природы, будучи сам частицей природы, постоянно приспосабливаясь к меняющимся условиям.
Переход от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству вызвал подлинную революцию в производительных силах общества – от готовых продуктов природы человек перешел к их производству. Производство орудий труда становится особой социальной потребностью, а труд - главным условием жизни. Общество вступает в техногенный период своего взаимоотношения с природой. В рамках этого периода выделяют два этапа – аграрный и индустриальный. Аграрный этап характеризуется возросшим масштабом влияния общества на природу: возникают первые рабовладельческие цивилизации на Древнем Востоке. Здесь зарождаются новые отрасли знания - астрономия, геометрия, арифметика, обслуживающие главным образом ирригационное земледелие и скотоводство.
Однако дальнейший рост промышленного производства качественно меняет ситуацию – совершается переход ко второму этапу техногенного периода – индустриальному, связанному с возникновением машинного производства и его широкого внедрения в производство, в силу чего давление человека на природу возрастает. Ускорение научно-технического прогресса вело к тотальной и хищнической эксплуатации природы, истощению ее природных ресурсов – с такими «достижениями» вступал человек в ХХI век.
2. Основные концепции общественной жизни
Натуралистическая концепция объясняет жизнь общества действием природных факторов: силы тяжести, космического излучения, географические условия, генетические особенности. Данная концепция объясняет жизнь общества физическим, биологигеским и др. законами=>природа - субстанция всего сущего; общество приобретает сугубый характер; общество лишается качественной определенности, т.к. происходит абсолютизация данных факторов. Этот подход искажает предназначение человека, отрицает свободу. Жизнь людей в таком обществе предопределена.
идеалистическая – усматривает основания, причины и факторы происхождения и функционирования общества в духовной сфере. Внутри этого подхода разграничиваются объективно-идеалистические и субъективно-идеалистические представления. С позиций объективного идеализма на общество оказывают решающее воздействие общественное мнение, мир абсолютных идей, Мировой Разум, Мировая Воля, Абсолютный Дух и др Согласно субъективно-идеалистическим версиям общество есть продукт воли, разума и других проявлений духа выдающихся личностей.Неполноту истины социального идеализма выявляет степень (не-)соответствия жизни человека поставленным им целям. Она является своеобразным «индикатором» уровня нашего понимания сути общественных процессов, в которые включёно каждое социальное существо.
Диалектикоматериалистическая концепция рассматривает общество как подсистему объективной реальности. Общество представляет собой сложной структурное образование, включающее в себя различные уровни организации материи, существующей независимо от чьего-либо разума. С другой стороны одним из таковых является само общество, но оно всегда должно считаться с законом живой и неживой природы.Следует помнить: общество - часть природы, но это относительно самостоятельная, полностью не сливающаяся с ним часть. Общество представляет собой развившуюся форму жизнедеятельности людей, имеющих логику бытия.Действующие в обществе законы носят объективный характер и независят от духовных образований.Различия: законы природы существуют во внешнем мире и большей частью прокладывают себе дорогу в виде внешней необходимости; социальные законы - законы самой человеческой и духовной деятильности.Развитие общества - это естественный исторический процесс, проявляющихся в единстве двух его сторон: объективной и субъективной. С 1 стороны - это процесс естественный, т.е. закономерный и необходимый, а с 2 стороны - исторический, т.к. представляет собой результат деятельности людей.
Общественная жизнь рассматривается как высшая форма движения материи.Стихийная неживая природа, биологические программы повидения сменяются механизмами культуры - способностью к труду, сознанию.
3. Понятие общественного производства
Без постоянного процесса производства общество не могло бы существовать и уж тем более развиваться. Смысл общественного производства заключается в том, что в этом процессе осуществляется исторически обусловленное воспроизводство человека как общественного существа. Общественное производство, или, что одно и то же, производство общественной жизни, имеет свою структуру, охватывающую и духовное производство, и производство самого человека, и материальногое производство. Материальное производство - это основополагающий элемент в структуре общественного производства, ибо именно в нем воспроизводятся материальные условия бытия людей как фундаментальное условие собственно человеческой истории и самой способности людей творить историю. Жизнь общества, т.о., нельзя уподобить реке, в которой все капли играют однозначную роль. В ней есть одна решающая сила, которая в конечном счете и определяют все вплоть до утонченной сферы духа, - это производство материальных благ. Причем процесс производства материальных благ всегда носит общественный характер: производство обособленного индивида столь же бессмысленно, как и развитие языка без совместно живущих людей. Совместный труд индивидов есть первое основание общественного характера производства, на базе которого зарождаются и совершенствуются коллективные формы общественных связей, способа жизнедеятельности и всего образа жизни людей.
Что же являет собой материальное производство?
Для того, чтобы жить, люди должны обладать неодходимым минимумом, люди должны трудиться: все созидает для смертных забота и труд человека, говорили древние. Человек не может довольствоваться тем, что природа дает ему в готовом виде. Соединяя свой труд с тем, что дано природой, используя ее законы, люди создают то, чего в ней нет. В этом процессе создаются материальные блага, и он-то и есть процесс материального производства. Следовательно, материальное производство есть процесс трудовой деятельности людей, которые с помощью соответствующих средств осуществляют преобразование природы с целью создания материальных благ, направленных на удовлетворение человеческих потребностей.
духовное производство или производство общественных идей и других продуктов и форм духовной жизни общества.
4. Понятие и структура общественно-экономической формации.
Осуществляемое на основании объективных критериев выделение в истории типологически различных обществ является необходимым аспектом ее материалистического анализа. Материализм, примененный в качестве метода исследования, позволил обнаружить общие, повторяющиеся черты в экономическом базисе ряда стран, что дало основание отнести их к некоторму единому общественному типу, называемому общественно-экономической формацией. Выделение объективного и притом относящегося к сущности исторического процесса критерия обобщения, типизации имело принципиальное значение для науки об обществе. Анализ материальных общественных общественных отношений сразу дал возможность подметить повторяемость и правильность и обобщить порядки разных стран в одно основное понятие общественной формации.
Маркс провел научное членение исторического процесса и обосновал исторически преходящий характер каждой из общественно-экономических формаций. В результате вся история человечества предстала как закономерный процесс развития и смены общественно-эконмических формаций, ступеней этой истории, ее поступательного движения.
формация - не хронологическое, не географическое, а именно социально-философское понятие. Формацию нельзя определить хронологически, относя каждую из них к определенному веку, столетию. Нельзя отождествлять формацию и скакой-либо страной, потому что это понятие фиксирует в теоретической форме тип общества, но не воспроизводит реальную историю того или иного народа.
Формационное членение не тождественно реальному историческому процессу: одни из стран более полно выражают формационный тип, другие - дальше от него. В истории все сложнее. Но чтобы учесть сложность, своеобразие, вариативность, необходимо знать общую закономерность поступательного движения истории. Именно эту объективную логику исторического процесса как раз и воспроизводит марксистское учение об общественно-экономических формациях.
Общественно-экономическая формация - это конкретно-исторический тип общества, взятого в его целостности, функционирующий и развивающийся в соответствии с присущими ему объективными законами.
Каждая формация - целостная система. ЕЕ качественное своеобразие зависит от совокупности материальных отношений, т.е. базиса, именно он придает формации характер определенного конкретно-исторического общественного типа: первобытно-общинного, рабовладельческого, феодального, капиталистического. В формацию входят также производительные силы, которые вместе с производжственными отношениями составляют ее материальную основу.
Существуют локальные особенности и разновидности развития отдельных стран и регионов. Есть своя специфика у конкретных переходных эпох от одной формации к другой. Не каждый народ проходит через все формации. но как бы ни было в истории человечества смена формации ведет к более развитому типу общества. Но процесс человечества состоит не столько в ступенчатом переходе, сколько в накоплении ценности цивилизации на каждом витке процесса.
6. Понятие цивилизации. Цивилизационный подход к анализу исторического процесса.
В содержательном отношении понятие цивилизация имеет целый ряд значений. Его употребляют как конкретный этап в развитии народов и регионов. Морган и Энгельс определяли его как ступень исторического развития, следующая за эпохой дикости. Всю неоднородность употребления понятия цивилизация можно свести к опреленным смыслам: как синоним культуры; как стадия разложения локальных культур; как эпоха, следующая за варварством; как ступень развития отдельного региона или этноса. Можно выделить 3 подхода: локально-исторический; историко-стадиальный; всемирно-исторический. Каждому из них присуща своя классификация цивилизации. Разнообразен и выбор основ цивилизации. Тойнби и Вебер считали ее основой религиозную веру; Ясперс - философскую веру. Для других базис цивилизации - материальное образование. Крапивницкий, исходя из детерминирования влияния техники на общество, считал, что в фундаменте цивилизации лежит технико-технологический базис. Он включал в себя: технику, технологический способ производства и технологические отношения. Техника - базис и продукт цивилизации; самостоятельность ее относительная; она зависит от социума в целом. То, как человек воздействует на природу - то же техника, но считается технологией - совокупность операций по целенаправленному использованию техники. Технологический способ производства характеризируется специфическими средствами труда; системой труда; характером труда. В результате отношений людей к предметам иссредствам своего труда, а также между собой в ходе технологического процесса складываются технологические отнощения. Основы цивилизации не исчерпываются. В реальном историческом процессе в фундаменте общества выдвигают природные условия его жизни; этнические особенности; социально-психологический компонент. Важную роль играют формы организации общественного характера: натуральная, товарная, планомерно-регулируемая.
Но выдвижение понятий цивилизации технико-технологического базиса как определенного компонента позволяет обнаружить существующие черты цивилизации:
• цивилизация характеризует собственно-социальную организацию общества;
• цивилизация есть социальная организация индивидов с базисно-социальным образом;
• целью цивилизации является воспроизводство и преумножение общественного богатства.
Цивилизационный подход позволяет выдвинуть конкретные исторические формы общественного хозяйства и понять их роль в развитии общества; понять гинезис, характерные черты и тенденции развития различных социально-этнических форм общества; обогатить представления о социально-психологическом облике конкретного общества; наращивать интеграционные тенденции в обществе.
5. Способ пр-ва, его структура и роль в обществе
В основе конкретного социального организма лежит экономика господствующего способа производства - способа, которым определяется специфический тип производственных отношений, прежде всего, тип собственности, организации труда и обмена, соединения и разделения различных видов общественного труда, а также потребления. Способом производства называют единство производительных сил и производственных отношений.
Производственными отношениями называются отношения, возникающие между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Сущность производственных отношений составляют отношения собственности.
Производительные силы – система субъективных (человек) и вещественных элементов, осуществляющих «обмен веществ» между обществом и природой.
Люди воздействуют на вещество природы с целью ассимиляции его полезных свойств и нейтрализации тех свойств, которые действуют на человека негативно, разрушающе. В процессе трудовой деятельности люди изменяют вещество природы, превращая его в предметы, которые служат для удовлетворения их потребностей. Состояние и уровень развития производительных сил является одним из объективных показателей исторического развития данного общественного организма.
В составе производительных сил выделяется в первую очередь трудящийся человек (живой труд), затем - орудия труда и предмет труда (то есть вещные факторы производства). Орудия труда - это те факторы производства, которые производитель ставит между собой и природой в процессе непосредственного производства и которыми он воздействует на природный субстрат, вовлекаемый трудящимся в производственный процесс. В состав предметов труда входит та часть объектов производства, на которую направлена производственная, орудийно-инструментальная активность работника. Это - сырье, полуфабрикаты, комплектующие детали и т.д.
Наиболее активным агентом производства является производитель - трудящийся человек или профессионально-трудовое объединение людей (бригада, работники участка или фермы, цеха, предприятия, отраслевого комплекса специализированной рабочей силы, а также одновременно живущие носители живого - функционирующего труда).
В широком смысле производственными называют и технико-организационные, и производственно-экономические отношения. Социальная роль тех и других неоднозначна. Технологическое единство средств производства и технико-производственных связей между работниками и средствами производства образует технический базис общества. В связи с непрерывностью и динамичностью развития технического базиса общества его производительные силы как бы связывают смежные фазы исторического развития конкретного общества, в то время как производственные отношения, и, в частности, отношения собственности типологически разграничивают ступени в развитии общественных формаций.
Таким образом из экономической организации общества вырастает соответствующая социальная организация или система социальных групп, каждой из которых присущи специфические отношения к средствам производства. Классам принадлежит особое место в общественной организации и разделении труда, особая доля общественного богатства, которую присваивает каждый класс, используя свое место в системе общественного производства. Кроме классов и сословий в социальную структуру общества включаются взаимоотношения других общественных групп: семейных, этнических, территориальных (региональных), профессиональных групп и общностей.
9. Понятие и структура сознания. Сознательное и бессознательное.
Сознание представляет собой фундаментальную научную, философскую и, в целом, мировоззренческую проблему. Это обусловлено, прежде всего, тем, что сознание неразрывно связано с такой ключевой категорией любого мировоззрения как человек. Отсюда следует, что конструктивное решение проблемы сознания играет определяющую роль в постижении проблемы человека.
С точки зрения философского идеализма сознание (дух) есть некая изначальная данность в мире, предстающая в виде субстанции - основы всех вещей и процессов. Сознание первично по отношению к материи. Сторонники дуализма рассматривают сознание и тело как независящие друг от друга начала и отрицают тесную взаимосвязь психических и физиологических процессов в организме.
В отличие от идеализма и дуализма, материализм рассматривает сознание не как нечто автономное, независимое от материи, а, напротив, как ее свойство. Свойство это, в отличие от таких атрибутов материи, как движение, пространство, время, не всеобщее. Оно присуще особому виду высокоорганизованной материи – человеческому головному мозгу. Однако осознает, мыслит не мозг, как таковой, а человек, обладающий мозгом, причем человек в единстве с системой – природной, социальной, культурной, в которую он включен как активно действующий элемент (Ф.В.Лазарев).
Необходимо учитывать, что сознание имеет сложную внутреннюю структуру, включающую различные элементы и уровни своего существования. В самом общем виде сознание представляет собой совокупность психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком внешнего мира и своего собственного бытия. К ним относятся: чувства (ощущение, восприятие, представление), мышление (понятийные формы), эмоции, воля, память, интуиция, внимание.
Чувства и мышление являются основными поставщиками информации в структуре сознания. Ощущение дает человеку непосредственное отражение явлений, внешней стороны предметов. Мышление противопоставляется чувственному познанию как опосредованное отражение внутренней сущностной стороны предметов, событий. В философской литературе устоялось представление о разделении мышления на два основных типа: рассудок и разум.
Рассудок (или здравый смысл) определяется как низшая ступень логического познания, основанная на представлениях и понятиях повседневной жизни; как житейское расчетливое мышление, ориентированное на практическую пользу.
Разум – высшая ступень логического понимания, теоретическое, философски мыслящее сознание, оперирующее широкими обобщениями и ориентированное на наиболее глубокое знание истины.
Важным элементом сознания является внимание. Благодаря сосредоточенности внимания интересующий нас объект находится в фокусе сознания. Воздействующие на человека предметы, события вызывают не только познавательные мысли, идеи, но и определенные эмоции, обнаруживающие себя в волнении, восхищении, любви, ненависти и т.д.
Воля – это обнаружение сознания. Это не только умение желать, но и способность совершать действия, направленные на достижение цели, преодолевать препятствия, возникающие затруднения на пути к искомым целям. Воля как сила жизни, по словам Ф.Ницше, утверждает себя, тогда как проявление безволия есть выражение отрицания жизни.
Исключительно важное место в структуре сознания занимает память, как способность запечатлевать, сохранять и воспроизводить информацию, жизненный опыт.
Интуиция – это способность непосредственного постижения истины путем прямого её усмотрения чаще всего без соответствующего доказательства и практической проверки.
Сознание находится в сложном соотношении с различными формами неосознанных явлений духа. Они имеют свою структуру, элементы которой связаны как между собой, так и с сознанием и действиями, оказывая влияние на них, и испытывая обратное влияние. Следует различать 2 вида неосознанных действий. К первому виду относятся действия, никогда не осознававшиеся, а ко второму - раннее осознаваемые.
10. Понятие общественного сознания. Общественное и индивидуальное сознание…
Общественное бытие – это материальные условия жизни общества, материальные отношения людей друг к другу и к природе (орудия труда, географическая среда, сам человек, производственные отношения).
Общественное сознание – это сложная совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, взглядов, идей, теорий, в которых отражается общественное бытие, реальный процесс жизни людей. Общественное сознание проявляется конкретно, оно проявляется через образ мыслей, чувств, взглядов конкретного человека, через его индивидуальное сознание.
Общественное сознание неразрывно связано с общественным бытием. Общественное сознание является основным атрибутом человеческой деятельности и обнаруживает себя во всех проявлениях общественного бытия.
Индивидуальное сознание – это единичное сознание, в котором в каждом отдельном носителе (субъекте) своеобразным образом преломляются характеристики, общие для сознания данной эпохи; особенности, фиксирующие принадлежность личности к определенной социальной группе; и индивидуальные черты, обусловленные воспитанием, способностями и обстоятельствами личной жизни.
Таким образом, можно сделать вывод, что индивидуальное сознание – это своеобразный сплав общего, особенного и единичного в сознании личности. И все-таки, общественное сознание по своему качеству принципиально иное, чем простая совокупность, сумма индивидуальных сознаний. Это относительно самостоятельное духовное образование включает в себя уровни обыденного и теоретического освоения мира, общественную психологию и идеологию, а также формы политического, правового, нравственного, религиозного, научного, эстетического и философского сознания.
Взаимосвязь общественного и индивидуального сознаний:
• они взаимосвязаны: общественное сознание не существует без индивидуального сознания;
• индивидуальное сознание возникло на основе общественного;
Индивид не отделим от общества. Общественное сознание и индивидуальное сознание не сводимы друг другу; общественное сознание - это не сумма индивидуальных сознаний; общественное сознание вбирает в себя не каждое индивидуальное сознание, а которое и входит в него, то не полностью, а лишь в той его части, которая соответствует потребностям социального развития. Так же и сознание отдельного индивида не способно полно отразить в себе всего богатства содержания общественного сознания.
Отличия общественного и индивидуального сознаний:носители;роль;способ существования;временные рамки;степень обобщенности.
11. Закономерности развития и структура общественного сознания
Уровни общественного сознания:
• обыденный - стихийный, повседневно-практический, тот, который появляется в повседневной жизни человека; на утом уровне не возможно выделение сущности явлений действительности, он отражает лишь ее внешние свойства, без него невозможно познать теоретический уровень;
• теоретический.
Сферы общественного сознания:
• общественно-психологическая - совокупность чувств людей;
• общественная идеология - эволюционное сознание, которое складывается в результате повседневной жизни человека, стихийно.
Общественное сознание предстает также в определенных формах, каждая из которых есть также отражением общественных отношений и формирует как аспекты сфер человеческой деятельности:политическое сознание;правовое сознание;религиозное сознание;нравственное сознание;эстетичесое сознание;философское сознание.
Структура общественного сознания – это его строение, устройство, включающее различные его элементы, стороны, грани, аспекты и взаимные связи между ними.
Из этого следует, что в общественном сознании выделяются такие различные элементы как уровни, сферы, формы; все они взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. И поэтому сознание не только дифференцировано, но и целостно.
Уровнями общественного сознания являются обыденное и теоретическое сознание. Им соответствуют такие сферы общественного сознания как общественная психология и идеология.
Обыденное сознание – это повседневное, практическое сознание, оно представляет собой функцию непосредственно практической деятельности людей и чаще всего отражает мир на уровне явлений, а не его сущностных глубинных связей. В ходе развития общества обыденное сознание претерпевает изменения.
Обыденное сознание имеет также формы: житейско-эмпирического сознания (складывается в процессии познания) и общественной психологии (формируется в ходе оценочного отражения действительности).
Общественная психология – это совокупность чувств, настроений, эмоций, а также иллюзий, суеверий, традиций, которые формируются стихийно под влиянием непосредственных условий социальной жизни людей на основе жизненного опыта и личных наблюдений.
Теоретическое сознание включает в себя науку и идеологию. На уровне теории знание представлено в виде четкой, иерархической системы принципов, законов, категорий, программ практического преобразования реальности.
Особое место на теоретическом уровне общественного сознания отводится идеологии. идеология – это система взглядов, идей, теорий, принципов, отражающих общественное бытие через призму интересов, идеалов, целей, социальных групп, классов, наций, общества.
Закономерности:
Первая закономерность заключается в том, что общественное сознание зависит от общественного бытия, определяется материальными условиями жизни общества. Зависимость общественного сознания от общественного бытия прослеживается в гносеологическом и социологическом аспектах. При этом гносеологический аспект означает, что общественное сознание – это духовное психическое отражение общественного бытия в разнообразных социальных чувствах, настроениях, интересах, представлениях, взглядах и теориях, которые возникают в конкретно-исторических обществах у большинства людей. Социологический аспект означает, что роль общественного сознания определяется общественным бытием.
Второй закономерностью функционирования общественного сознания выступает его относительная самостоятельность от общественного бытия. Относительная самостоятельность общественного сознания – это его способность отрываться от бытия общества и, следуя внутренней логике собственного бытия, развиваться по свойственным ему специфическим законам в пределах конечной и общей зависимости общественного сознания от общественного бытия.
обусловлена относительная самостоятельность общественного сознания.В гносеологическом аспекте – природой самого сознания как отражения бытия, его активным, творческим характером. В социологическом аспекте – отделением умственного труда от физического, в результате чего духовное производство в некоторой степени «обособляется» от материального, хотя в конечном итоге, они находятся в органическом единстве.